Мир ребенка сложен и многообразен. Спросите себя: «А что я знаю о своем ребенке? О чем он думает, мечтает, за что переживает?». Порою нам кажется, что мы видим своего ребенка насквозь, но иногда, когда его поведение резко меняется, он закрывается в себе и ничего не рассказывает, мы понимаем, что это не так.
Каждый возраст имеет свои особенности, и если родители не знают об их существовании, у них возникает множество вопросов и трудностей при общении с детьми на том или ином этапе его развития. В возрастной психологии существует понятие «возрастной кризис», которое как раз-таки описывает все сложные периоды в развитии человека от рождения до старости. Мы не будем рассматривать все кризисы, а лишь остановимся на наиболее значимых периодах детского возраста, которые и помогут нам понять проблемы маленького ребенка.
Первый детский наиболее значимый кризис начинается в 3 года, условно он называется «Я-сам». В этот период у ребенка начинают проявляться черты характера, он пытается доказать родителям, что он уже самостоятельный и «отвоевывает» свою позицию. Естественно, это сопровождается плачем, топаньем ногами, криком, истериками, другими словами, тем, что оказывается наиболее эффективным в убеждении родителей.
В возрасте около семи лет родители подумывают о том, чтобы отдать ребенка в школу. А вы спросили своего ребенка, готов ли он идти учиться? И здесь может возникнуть ряд трудностей. Психологическая готовность к школе наступает у разных детей в разное время. Так ребенок может быть еще не готов самостоятельно добровольно усваивать знания в том виде, в котором ему будут их подавать, возможно, его игровой период еще не закончился и тогда, он будет чрезвычайно непоседливым и неблагодарным учеником.
Не менее важным периодом является начало обучения в школе, не только в связи с появлением нового способа освоения действительности, а в большей степени в связи с включением в новую социальную общность – класс. Здесь на первый план выходит умение ребенка взаимодействовать с другими детьми, что также может вызвать некоторые затруднения с его стороны.
Всем известный подростковый кризис не нуждается в своем представлении. У подростков ломается голос, начинается половое созревание. Общение с противоположным полом в этот период становится приоритетной потребностью. Подростки пытаются утвердиться среди своих сверстников и не у всех это получается. Отсюда возникают комплексы: «А что во мне не так?»
Недовольство своим телом, голосом, лицом, затруднения в общении со сверстниками, «гиперопека» родителей – все это кажется непреодолимым и вызывает перепады настроения, неадекватные реакции и т.д.
Однако, к сожалению, психологические трудности у вас и вашего ребенка могут иметь место не только в перечисленные кризисные периоды его развития.
В ситуациях, когда вы не знаете, как быть, обратитесь к детскому психологу. Детский психолог является своего рода переводчиком с детского языка. Это человек, который поможет вам найти верное решение любой проблемы, не навредив при этом хрупкой детской психике. Причем, не важно, сколько вашему ребенку лет 2 или 15.
Вы спросите: «Как это работает?». Работа психолога, как и любого специалиста, начинается с консультации, на которой вы рассказываете о том, что вас или ребенка беспокоит. Консультация может проходить как в присутствии ребенка, так и без него. Составляется анамнез ребенка, который не имеет ничего общего с медицинским – это история его жизни со всеми важными событиями. Кроме того, оговаривается длительность и содержание дальнейшей совместной работы.
Однако на этом роль родителей не заканчивается, периодически детский психолог организует совместные встречи для определения эффективности тех или иных методов терапии.
В качестве методов своей работы детский психолог может использовать психодраму, арттерапию, сказкотерапию, игровую терапию, телесно-ориентированную терапию, проективные техники и др.
На некоторых сеансах ребенок может просто играть, лепить, клеить в присутствии психолога, это такой способ общения с ребенком. Во-первых, когда ребенок занят любимым делом, он менее насторожен и легче раскрывается психологу, а, во-вторых, посредством игры он реализует свои переживания, желания и т.д.
В заключение, хотелось бы отметить, что к детскому психологу вы можете обратиться не только для решения каких-либо трудностей, а также для того, чтобы проконсультироваться об уровне развития вашего ребенка и его психологических особенностях, что поможет вам в дальнейшем общении с ним.
Добавить комментарий