Учреждения с важным названием «Центр раннего развития ребенка», в нашем понимании, обязаны отличаться в сравнении с общеобразовательными. И отличия есть… Преимущественно, в цене на предлагаемый сервис. В основном, их программы работы с детьми соответствуют программам, используемым в государственных центрах внешкольной работы. Но у множества таких заведений имеется, по крайней мере, одно существенное отличие по сравнению с общеобразовательными: оказывая достаточно широкий круг услуг, они в той или иной мере придерживаются специализации, т.е. направлены на конкретные виды деятельности с конкретными группами детей.
Можно выстроить не очень строгую, но, тем не менее, определенную классификацию центров по нескольким признакам. Среди этих критериев, первоочередным, стоит указать возраст групп детей по интересам: досадовский, ранний детский возраст и школьный.
Программы работы с малышами досадовского возраста в целом направлены на обучение их самообслуживанию, привитию им элементарных умений взаимодействия, коммуникации с детьми и взрослыми. Они знакомят малышей со сторонами жизни общества, отличными от семейных.
Для детей раннего детского возраста основным считается формирование у них таких умений, которые позволят им в дальнейшем проще адаптироваться к обучению в школе. Подобные умения можно разделить на познавательные, интерактивные и навыки самоконтроля. Центр развития ребенка от года большое внимание уделяет всестороннему развитию малышей, развитию познавательной и творческой активности, способности к языкам. Еще ребятам этого возраста прививают основные понятия нравственности, такие как «уважение», «дружба», «взаимопомощь».
Для детей школьного возраста центры развития ребенка могут предложить различные программы. Ребенок сможет выбрать их, посоветовавшись с родителями, не будучи ограниченным строгими временными рамками и неизменной программой обучения. В первую очередь, это могут быть различные спортивные секции и кружки по интересам, обучающие программы соответствующие профилю центра и т.п. Также такие центры рекомендуют школьникам дополнительные и углубленные занятия по общеобразовательным предметам школьной программы. Есть такие центры, которые в свою очередь могут предложить услуги репетитора и подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Другим тоже важным критерием, в соответствии с которым можно подразделять центры раннего развития, является адаптация их программ под детей с разными психофизическими особенностями, а также специализация этих центров. Естественно, педагогический персонал центра обязан иметь соответствующую квалификацию.
Для детей с ограниченными возможностями и имеющих проблемы со здоровьем разрабатываются индивидуальные комплексы физических упражнений, подбирающиеся в соответствии со спецификой заболевания ребенка. Для ребят со специфическими психофизическими особенностями проводятся занятия по адаптации в социуме в виде ролевых игр, тренингов, оказывается психологическая помощь семье и ребенку, а при необходимости – проводится работа с врачом-логопедом.
Схожие программы могут быть созданы и для так называемых одаренных детей. К большому сожалению, у них в несколько раз больше общего с детьми, имеющими проблемы в психическом или физическом развитии, чем с абсолютно здоровыми. И главная проблема для них состоит не в быстром развитии индивидуальных способностей, которые могут у них обнаружиться еще в младенчестве.
В основном бывает так, что конкретно эта категория ребят получает наименьшее количество простой родительской ласки, любви и заботы. К ним часто предъявляются завышенные требования, непосильные для них. Как результат эмоциональная неустойчивость, чувство неясности, отчуждения, одиночества, психофизическое истощение и многое другое, что может стать причиной очень серьезных психических расстройств. Поэтому наравне с программами по развитию индивидуальных способностей основной для таких ребят становится психологическая и социальная и адаптация, которая дает им возможность быть действительно гармоничными, талантливыми и полноценными людьми.
Выделяют и иные критерии для классификации центров развития, но рассказ о них выходит за пределы одной статьи. Тем не менее, имея намерение отдать ребенка в какое-либо обучающее заведение, не нужно ориентироваться на восторженные отзывы с его собственного сайта, рекламу и «душевные» беседы с руководителем. Прочитайте отзывы о центре на родительских форумах, поговорите с учащимися, ознакомьтесь со всей правовой и нормативной документацией, которая регулирует его деятельность, посоветуйтесь с психологами и педагогами, не работающими в этом центре. Придите на открытые уроки и «день открытых дверей», проводимые в каждом центре, и наконец, узнайте у своего ребенка, согласен ли он посещать это учреждение, и только потом принимайте окончательное решение.
Добавить комментарий