1 сентября, миллионы шести- и семилетних мальчишек с девчонками пошли в первый класс. О, сколько радости они испытали по этому поводу. Для них школа – это праздник, обретение новых друзей, изменение статуса: «Я стал взрослый. Я – первоклассник». При этом ребенок еще не совсем понимает, что значит быть учеником, что это уже не игра. Вчерашний дошкольник не всегда готов к требованиям, которые к нему предъявляет учитель. Его постоянно одолевает тревога: правильно ли я сделал задание, так ли я ответил, похвалит ли меня учитель.
Это тревожное состояние, если ребенок адаптировался к учебному процессу, через месяц, другой проходит. Но если нет, то возможно возникновение «школьного невроза».
Школьный невроз проявляется в повышении температуры, беспричинных головных болях и рвоте. Все в состоянии ребенка указывает на то, что он заболел. Но стоит только сказать, что он не будет учиться и остается дома, то как по мановению волшебной палочки все проходит. Не ругайте малыша за обман, он ни сколько не врал вам, говоря, что заболел. Просто у него так проявляется страх перед посещением школы.
Если вы заметили у ребенка появление таких соматических симптомов, не стоит махать на это рукой и оставлять все как есть. Поговорите с ним, успокойте, вселите в него своими словами веру в то, что он сможет все сделает правильно, и если даже что-то не получится, то всегда есть шанс переделать. Иначе школьный невроз в купе со страхом перед школой может перерасти в «школьную фобию» и здесь уже без медицинского вмешательства будет не обойтись.
Дети, оказавшиеся без поддержки педагога, помощи мамы и папы, не сумевшие адаптироваться в новых условиях школы, склонны к развитию у них школьной тревожности. Так же тревожность у школьника может возникнуть из-за завышенных требований родителей, нетактичности педагогов, плохого отношения к ребенку со стороны сверстников.
Некоторые родители скажут: «Какая тревожность? Мой мальчик учится на 4 и 5, замечаний от педагога нет». Хочется ответить этой маме, что это вовсе не значит, что у ее сына нет школьной тревожности.
Прежде всего, внимательно понаблюдайте, как выполняет домашнее задание ваш малыш. Если он не может выделить главное, а пытается распределить и удержать свое внимание одновременно на всех элементах задания, то знайте – это возможное проявление одного из признаков школьной тревожности.
Следующее что вы должны сделать – поговорить с педагогом и выяснить, как ведет себя ваш ребенок. Как он отвечает на задания: нелепо, молчит, наугад, иногда правильно иногда нет, взахлеб, повышая голос, может покраснеть, или начать заикаться. Знайте, что такое поведение также является симптомом тревожности. То, что ребенок так себя ведет очень легко объясняется, просто он не смог правильно или в определенный срок выполнить поставленную перед ним задачу. Из-за заниженной самооценки, он не будет пытаться самостоятельно исправить ошибки. И когда ему указывают на них, он не знает как себя вести, что надо делать. Этим и объясняется его странное поведение.
Часто школьную тревожность мы можем наблюдать у первоклассников. И если не принять необходимые меры по преодолению тревожности, то она закрепится на все время обучения в школе, и к тому же, чем дальше, тем больше будет мешать успешной учебе ребенка.
Если вы заметили у своего ребенка симптомы школьной тревожности, обратитесь к психологу, желательно школьному, он, работая по программе коррекции школьной тревожности, может часто наблюдать за ребенком и помогать ему. Специалист поможет маленькому человеку отработать такие навыки поведения, которые будут его помощниками в сложных ситуациях. Научит доверять себе и реально оценивать свои дела и поступки. Подскажет родителям, как помочь ребенку в учебе, как поговорить с ним о его неудачах и проблемах и как поднять самооценку малыша.
Добавить комментарий