Каждый ребёнок уникален, со своими собственными пристрастиями и антипатиями, характером и степенью уступчивости. Бывает, что в одной и той же семье есть дети, которых считают послушными и те, которых принято называть трудными. При этом воспитывали последних, придерживаясь таких же методов, но их неспособность уступать может стать сложностью для родителей. Но всё же, для родителей, которые воспитывают трудных детей, есть надежда.
Обсуждая проблему трудных детей, необходимо в первую очередь обратить внимание на причины: почему дети трудные. Чтобы решить эту задачу, родители могут обратиться за консультацией к педиатру или школьному психологу. Ребёнок может относиться к одной из следующих категорий: своевольный ребёнок и ребёнок, страдающий поведенческими нарушениями или нарушениями развития. Своевольного ребёнка можно научить подчиняться, используя аргументированную интервенцию. Детей с поведенческими нарушениями можно лечить, используя комплекс лекарств, терапию, воздействия специалистов и единый подход команды специалистов. Ребёнку с нарушениями развития тоже можно помочь, применяя лекарства, терапию, воздействия подготовленных специалистов, а так же системный подход.
Основной элемент работы с любым трудным ребёнком – системный подход. Хотя работа над поведением без учёта возраста ребёнка может показаться неэффективной, но к ребёнку нужно относиться одинаково, вне зависимости от того, сколько ему лет.
Последовательность совместно с чётким определением того, что ребёнок может и не может делать, будут способствовать развитию чувства ответственности у таких детей.
Системный подход и возможность получить желаемое при условии выполнения требований родителей, помогут ребёнку с сильной волей осознать, что он может иметь то, что пожелает.
Например, ребёнок в возрасте 2-х лет постоянно раздевается на улице и дома не выполняет требование родителей одеться. Он капризничает и устраивает истерики, когда его просят одеться или когда его одевают родители. На консультации педиатр предложил родителям немедленно отвести ребёнка в комнату, когда он начнёт раздеваться, и сообщить ему, что врач сказал, что это единственное место, где он может находиться голым. После чего расскажите ребёнку, что у вас запланировано что-то особенное для него, но он может выйти из своей комнаты, только когда будет полностью одет. Если ребёнок попытается выйти голым или полураздетым, просто отправьте его обратно и повторите условие. Когда ребёнок выйдет из своей комнаты одетым, вознаградите его чем-то «особенным». Вы увидите, что потребуется только несколько подобных случаев, чтобы это подействовало.
Педиатр или терапевт могут определить, есть ли у вашего ребёнка более серьёзные проблемы, чем просто «проявление сильной воли». Обратитесь к врачу для анализа ребенка на наличие поведенческих нарушений, таких как оппозиционно-вызывающее расстройство, пограничная психопатия, кондуктивное расстройство и расстройство социального поведения. Другие нарушения, на которые следует обследоваться, включают синдром Аспергера, аутизм, отсутствие концентрации внимания и синдром гиперактивности у детей с нарушением внимания. Профессиональное вмешательство может быть необходимо для того, чтобы ваш ребёнок смог достичь самых лучших результатов, каких только возможно. Вне зависимости от того, сколько профессионалов работают с вашим ребёнком или какие лекарства он принимает, опять же большое внимание нужно уделять системному подходу. Следуя методам, которыми пользуются профессионалы и рекомендуют использовать вам, вы покажете ребёнку, что для этого есть причина: они работают.
Таблицы контроля обычно используют для учёта выполненных дел: ежедневная гигиена, повседневные дела, расписания на утро, послеобеденное время и в выходные поможет ребёнку быть занятым в течение всего дня. Детям необходимы повседневные дела и расписания, чтобы чувствовать себя в безопасности, даже если против них же они бунтуют.
Консультирование ребёнка индивидуально и с семьёй зачастую полезно, так как позволяет ребёнку поговорить с беспристрастной третьей стороной о том, как он себя чувствует, и почему он бунтует против своих родителей. Комплекс терапевтических мер снимет напряжение с родителей, как c единственных авторитарных фигур, требующих особого поведения от ребёнка.
Родители трудных детей могут получить помощь, как специалистов, так и других родителей, которые столкнулись с своевольными детьми или с детьми с нарушениями поведения или развития. Ищите группы поддержки. Очень важно знать, что вы не одни и можете получить помощь.
Добавить комментарий