Как только ребёнок начинает говорить, первые его фразы обычно начинаются со слова «почему». Почему ваза упала и разбилась? Почему мячик не разбивается? Почему идёт дождь? Почему светит солнце? Почему, почему, почему...
Для нас эти ответы настолько очевидны, что иногда ставят в тупик. Ну как понятно объяснить малышу, почему солнце светит, или откуда берётся снег, если с неба совсем недавно шёл дождь? Вот здесь мы и должны научиться проявлять терпение и мудрость, потому что не ответить на вопросы нельзя. Но ответить нужно мудро.
Необходимо помнить, что у дошкольников мышление образное и развито оно очень хорошо. Поэтому вы должны подбирать именно те образы для объяснений ребёнку, которые ему понятны. Но не старайтесь отвечать односложно, исключая последующую цепочку вопросов. Если вы хотите вырастить думающего логически малыша, то ваши ответы должны наоборот, провоцировать его на эти вопросы.
Почему идёт дождь? Потому что небо плачет. А почему небо плачет? Потому что ему грустно от того, что солнышко спряталось. А почему солнышко спряталось? Потому что оно обиделось на кого-то или на что-то (и обязательно придумайте, на что оно «обиделось»). Так мы не только удовлетворяем детское любопытство, но и учим ребёнка выстраивать смысловую логическую цепочку.
Очень полезно при ответах использовать персонажи, знакомые ребёнку из детских сказок. Например, на вопрос ребёнка «почему зимой выпадает снег и становится очень холодно?», можно ответить так: зимой Дед Мороз покрывает землю и дома белым пушистым покрывалом из снега, чтобы им не было холодно, а люди сами одевают тёплую одежду, чтобы не замёрзнуть. А когда Дедушке Морозу хочется поиграть или он сердится на что-нибудь, то он стучит посохом и морозит воздух. А чтобы люди не обижались на него, Дед Мороз приносит всем на Новый год подарки.
Или вот другой пример сказочного объяснения «почему». Когда дети видят много зелёных лягушек на даче или у водоёма, они часто спрашивают, почему в сказке лягушка превратилась в царевну, а эти лягушки – нет? Предлагаю ответить, следуя логике сказки: потому что поцеловать их должен только Иван-Царевич, которого они ждут. А если их поцелует другой человек, то чуда не произойдёт.
Для ответов почемучкам можно использовать детские стихи известных поэтов. Это хорошо развивает память ребёнка, знакомит его с детской литературой и прекрасно удовлетворяет его любопытство в поэтической форме. Конечно, вам придётся поискать такие стихи в библиотеке или в интернете, но ваши труды быстро окупятся. Дело в том, что многие дети при таких ваших ответах на вопросы начинают сочинять сначала четверостишья, а потом и стихи в полном объёме.
Можно, впрочем, отвечать на вопросы вашего малыша в упрощённо-научной форме. Это тоже хороший способ развить способности ребёнка во всех отношениях. Например, объяснение, почему день сменяется ночью, таким способом будет выглядеть так. Ставите включённую настольную лампу в тёмной комнате на стол, берёте в руки мяч или глобус и на расстоянии показываете ребёнку вращение земли. Объясняете, что комната, - это Вселенная, это место, где живут планеты. Настольная лампа – это солнце, а мяч – это земля. Земля медленно крутится вокруг себя (понятие «ось земли» для малыша слишком абстрактно), и солнце не может осветить её полностью. Поэтому на одной стороне земли, повёрнутой к солнцу, наступает день, а на другой начинается ночь. Рассказ необходимо сопровождать медленным показом всех действий, чтобы слова и ваш показ слились в понимании ребёнка в единое целое.
Но лучший вариант объяснения почемучкам их вопросов – это сочетание всех предложенных мною вариантов! И тогда успех вам гарантирован!
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий