«И как хорошо, что это только раз!», наверняка с облегчением вздохнут многие родители. Их можно понять – за бодрым и оптимистичным «Первый раз – в первый класс!» кроются колоссальные изменения в образе жизни не только отдельного первоклассника, а целой семьи.
Переход от привольной беззаботной жизни, где все, что требуется от ребенка – это хорошо кушать, долго гулять, с удовольствием играть и меньше болеть к новой, школьной жизни, где обязанностей куда больше и нередко приходится делать то, к чему душа может и не лежать, становится настоящим стрессом для ребенка и его родителей. Поэтому, чтобы при фразе «Первый раз – в первый класс!» не впадать в панику, родителям стоит основательно подготовиться.
Подготовка к школе включает в себя не только обучение чтению, письму и цифрам. Фактические знания – это далеко не все, что потребуется ребенку, начиная уже с первого сентября. Родителям необходимо понимать, что основной акцент при оценке готовности ребенка в школе делается именно на подготовку психологическую.
Родители должны пристально понаблюдать за своим ребенком, чтобы понять насколько его психика созрела для перехода в новый социальный статус – ученик.
На что же следует обратить внимание?
- Как организован режим дня ребенка? Если весь режим основан на принципе «живу, как хочу, встаю, когда хочу, ем, когда пожелаю, а ложусь спать под настроение», то ребенку будет очень тяжело войти в рабочий ритм с четким распорядком дня.
- Хватает ли ребенку упорства и усидчивости? Способен ли он довести любое дело до конца или же бросает его, потому что стало скучно? Может ли продолжать пытаться выполнить какое-либо задание, если не получается сразу или же сразу переключается на что-то другое?
- Как ребенок переживает неудачи? Становится ли провал какого-либо дела для него стрессом? Долго ли он переживает и плачет?
- Есть ли у сына или дочери интерес к учебе? Желание узнавать что-то новое? Если у ребенка любознательность на нуле, а стремление к усвоению знаний ограничено телевизором и компьютером, это повод серьезно изменить образ жизни любимого чада.
- Насколько развиты у ребенка навыки социальной адаптации? Проще говоря, умеет ли он общаться? Ведь общение – это не только умение разговаривать. В состоянии ли ребенок сформулировать свои мысли и донести их до собеседника? Умеет ли дружить и взаимодействовать со сверстниками? Заботится ли он о своих друзьях, умеет ли делиться игрушками и угощением, готов ли им помочь? Имеет ли он авторитет среди друзей? Насколько вежлив он со сверстниками и взрослыми? В коллективе первоклассников эти навыки – едва ли не главное, чем должен обладать ребенок.
- Являются ли для ребенка авторитетом взрослые? Может ли он спокойно и беспрекословно выполнять их просьбы и распоряжения? Если ребенок воспитан так, что не считает непослушание чем-то из ряда вон выходящим, учителям с ним придется не просто.
- Как чувствует себя будущий первоклассник? Быстро ли устает, утомляется? Не жалуется ли на головную боль, резь в глазах и прочие неприятные ощущения? Психическое здоровье напрямую зависит от здоровья психического, равно как и наоборот. Если школьные занятия будут сильно утомлять ребенка, вызывая болезненные симптомы, ни о какой плодотворной учебе не может быть и речи.
Подготовить ребенка к школьной жизни – прерогатива исключительно родительская. Не стоит думать, что «в садике им все покажут» или «в школе всему научат» или же « мы пошли в первый класс без всякой подготовки, и никто ничего не боялся, и все выжили, выросли и людьми стали». Все это так, но времена, увы, меняются. Современная система образования ориентирована не на то, чтобы научить, а на то, чтобы дать понять, как научиться. Подобная система требует колоссальной умственной работы от маленького школьника, поэтому к школе свое чадо надо готовить, что называется «по всем фронтам», чтобы учебные нагрузки переносились как можно легче.
Что же требуется от родителей, чтобы подготовить ребенка к школе?
- В первую очередь от родителей требуется любовь и поддержка. Ребенок в этот период должен слышать минимум критики в свой адрес. За любую сделанную работу, любое выполненное здание ребенка непременно нужно хвалить и поощрять. Если что-то не ладится, обязательно предлагать свою помощь, мягко направлять. Фразы «я тебя люблю», «я в тебя верю», «ты молодец», «ты лучший», «у тебя все получится» должны стать ключевыми в общении с дошкольником.
- Открытость и честность. С ребенком следует почаще откровенно разговаривать. Расспрашивать его о детском саде, об общении с друзьями. Также в дошкольном возрасте обязательно следует читать ребенку рассказы, повести и истории, где главными героями выступают его ровесники. Обсуждая каждый прочитанный рассказ, можно понемногу сформировать и укрепить у ребенка навыки социального взаимодействия.
- В ребенке непременно следует пробуждать и развивать познавательный интерес. В этом отлично помогут разнообразные настольные развивающие игры. Также перед школой полезно съездить с ребенком в путешествие, почаще посещать музеи, выставки, театр. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов! Каждый вопрос ребенка требует подробного и обстоятельного ответа. Удовлетворенное любопытство превращается в знание, это всем известно.
- Ни в коем случае нельзя забывать о таком важном моменте как школьная атрибутика. Для семилетнего ребенка все эти знания – пока что нечто абстрактное. А вот строгая форма, новенький рюкзак и яркие канцелярские принадлежности – это ребенку куда ближе. Они помогают маленькому человечку осознать, что скоро он окунется в другой мир, а вся эта атрибутика делает этот неизвестный пока что мир намного привлекательнее. Поэтому покупать ручки и фломастеры, тетради и альбомы, блузки и рубашки, ранцы и сменную обувь следует обязательно вместе с ребенком. Обсуждение с дочерью или сыном прически для торжественной линейки и выбор цветов для букета учительнице тоже моменты немаловажные. А как же иначе – первый раз в первый класс!
- Начиная с лета перед первой школьной осенью, для ребенка необходимо наладить четкий режим, если, конечно, он не был налажен до этого. Привычка вставать по утрам, ложиться спать и питаться в одно и то же время несказанно облегчит ребенку процесс привыкания к школе. Родителям лучше побороть в себе искушение «дать ребенку как следует нагуляться». Разболтанность выльется в тяжелую перестройку на строгий распорядок дня, что чревато для особо чувствительных детей даже нервным срывом.
- Физическое здоровье будущего первоклассника необходимо укрепить по максимуму. Школьная пора – опасный период для зрения и опорно-двигательного аппарата детей. Умеренное закаливание, долгие прогулки, катание на роликах и велосипеде, утренняя зарядка должны стать не просто частью повседневной деятельности дошкольника, но и остаться хорошей привычкой на время школьной поры. Перед школой также необходимо провести максимально полное медицинское обследование сына или дочери, чтобы выявить возможные проблемы со здоровьем. Лучше узнать о них еще до школы, чтобы к началу учебного периода от них избавиться.
Очевидно, что родителям предстоит пусть и увлекательная, но непростая работа по подготовке любимого чада к школе. Главное в любой ситуации для мам и пап – оставаться спокойными, держать себя в руках и любить своего ребенка. Тогда и знаменитое «первый раз в первый класс!» станет не грозным набатом, а предвестником яркого и значимого события в жизни всей семьи.
Автор статьи: Карина
Добавить комментарий