Давайте на время «забудем» о родителях, которые всегда должны быть на страже интересов ребенка, и поговорим о взаимоотношениях, касающихся только учителя — ученика или ученика — учителя.
Конфликты в школе всегда были, есть и будут усугубляться с каждым годом. Жестче становятся условия выживания в нашем мире, исчезает доверительность в отношениях между людьми — все это сказывается на детях и тех, кто их воспитывает, получая за это деньги.
Итак, среднестатистический (обычный) учитель, не хватающий звезд с неба, вроде бы любящий детей и свою профессию. Он знает школьную программу, требует внимания и дисциплины на своих уроках, старается поддерживать ровные отношения со всеми детьми. Такой преподаватель пользуются авторитетом у большинства.
Чаще всего — из-за оценок и поведения, зарождаясь сиюминутно и так же быстро, как появились, исчезая, если все участники конфликта адекватно оценили ситуацию и пришли к согласию.
Требовательный преподаватель обязательно будет настаивать на выполнении правил внутреннего распорядка и Устава школы. А это уже — огромные возможности для непонимания. Забыл сменку, не надел школьную форму, опоздал на урок, не подстригся…
Чем старше становится ученик, тем чаще игнорирует он такого типа проблемы. Ему кажется, что все это чепуха, навязанная взрослыми, чтобы лишить его индивидуальности. Умный учитель, понимающий ребенка (любого возраста) и принимающий его со всеми достоинствами и недостатками, вовремя примет меры (без крика, психологического воздействия). Иногда не помешает и личный пример: сменная обувь у самого учителя, выдержанный строгий стиль одежды.
Нагрубил, нахамил — постоянные приметы сегодняшнего времени. Они не исчезнут сами собой. Это невидимая каждодневная борьба учителя за корректность в отношениях между детьми и взрослыми. Не должно быть в школе окриков вроде: «Закрой рот», «выйди вон», «я сказала!», вызывающих соответствующую реакцию.
И, наконец, не надо жалеть сил, времени, чтобы объяснить ученику, почему вами выставлена не устраивающая его оценка.
Вообще, все это как-то дико звучит по отношению к школе. Априори учитель не может и не должен быть участником, а тем более инициатором никаких ссор и разбирательств. Его должны любить и уважать. Ведь любимых и уважаемых стараются не расстраивать.
Но нет примеров без исключения. Представьте: обожаемый классный руководитель, дружный класс. Однажды завязался диспут на тему, что такое брак без любви. Учитель, привыкший всегда и обо всем говорить с детьми откровенно, попытался объяснить детям, как это ужасно.
Один из учеников на все доводы наставника ответил, выражая мнение товарищей: «Так можно и сдохнуть в ожидании единственной, нет никакой любви. Надо поступить в вуз, жениться… Как у всех — так и у нас будет, все так живут».
Это маленькое разногласие привело к тому, что класс стал игнорировать учителя: не высказывая открыто недоверие, ребята обижали его своим невниманием и холодностью. Все попытки педагога наладить отношения не привели ни к чему. Благо, что вскоре подоспел выпускной вечер.
Но прошли годы. Дети выросли и сами стали мамами-папами. Как-то, гуляя уже со своими чадами в парке, они встретили учителя. Все кинулись обнимать и целовать его, обступив радостно галдящей толпой. Когда успокоились, один из бывших учеников сказал: «Мы так часто вспоминали Ваши слова… Вы были правы. Простите нас».
Автор статьи: Макаревич Галина Александровна
Добавить комментарий