Мы привыкли к тому, что между учеником и учителем регулярно возникают противоречия и конфликты. Почему это происходит? В одних случаях, виноват учительский консерватизм и авторитаризм: «Что это за одежда? Как ты раскрасила своё лицо? Какая ужасная музыка!», или «Ты будешь делать, как я сказал! Так должно быть, а так – нет, потому что я знаю лучше!». Узнаёте привычные учительские фразы?
В других случаях мешает нормальному контакту подростковый и юношеский максимализм и нигилизм: «Вы отстали от жизни! У вас не одежда, а отстой! Это не музыка, это бред!», или «Вы – никто! Нечего мне указывать! Твоё место на свалке!» и это тоже узнаёте, не правда ли?
Влияет на состояние раздражённости или конфликтности настроение обеих сторон в данный момент общения. И, конечно, не может не сказываться темперамент ученика и учителя. Все мы живые люди, все имеем свои слабости, все по-разному воспитаны. Но у нас всех есть одно объединяющее в этот конкретный момент нашей жизни – это школа. Где одни - учатся, а другие работают. И наша общая задача состоит в том, чтобы конфликтов было как можно меньше, потому что совсем без них не обходится ни один коллектив, ни одно человеческое сообщество.
Что требуется от учителя ежедневно и ежечасно? Прежде всего, компетентность в своём предмете и в тех вопросах, по поводу которых к вам обращаются за советом ученики. Возможно, вам придётся перевернуть и проштудировать горы самой различной литературы, но спорить или советовать в каких-то вопросах нужно опираясь на конкретные знания.
Следующий этап работы над собой должен заключать способность признавать свои ошибки и отсутствие необходимой информации по сути вопроса, если таковое имеется, непосредственно перед учеником или даже всем классом. Конечно, делать это нужно очень деликатно. Например, так: «Я сейчас не помню (или не знаю) что-то, но я постараюсь найти информацию к следующему уроку и рассказать вам об этом».
Если вас не устраивает внешний вид ребёнка, это ещё не означает, что вы, безусловно, правы. Давайте взглянем на это с другой точки зрения. Вы находитесь на работе и, как правило, используете в одежде деловой стиль. Вполне благоразумно, что вы не одеваетесь как подросток. Вот и объясните это ребёнку! Но ваше объяснение должно быть аргументированно и изложено в благожелательном и спокойном тоне. А если одежда или макияж учеников вашего класса кажется вам вызывающими и вульгарными, то подготовьте и проведите мероприятие, посвящённое выбору правильного стиля одежды, причёски и макияжа для разных случаев жизни. Очень эффектно будет пригласить на него профессионального стилиста, который сможет подобрать персональный стиль для каждого желающего.
А вот об одной истине не стоит забывать педагогу нигде и никогда: всё своё носи с собой, а плохое настроение оставь за дверью. Выполняйте эти несложные правила бесконфликтного общения с учениками и успех вам обеспечен!
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий