Никто не станет отрицать, что школа – это учреждение, где формируется будущая личность, а для этого одной учебной деятельности не достаточно, поэтому классный руководитель, учитель-предметник, помимо учебной деятельности, ведут активную воспитательную работу.
Каждый ученик самобытен и неповторим, у него своя система ценностей, свое отношение к миру. И чтобы это отношение правильно сформировать, необходима продуманная внеурочная воспитательная работа. Такая воспитательная работа в школе должна быть направлена на повышение нравственной, правовой, экологической, эстетической, социальной, физической культуры каждого ученика. Во время внеурочных мероприятий школьники овладевают необходимыми навыками и умениями, развивают лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, эмпатию и толерантность.
Цели и задачи воспитательной работы в школе
Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что формирование гармонично развитой личности, способной творить и строить достойную жизнь в современных условиях - цель воспитательной работы школы.
Отсюда вытекают следующие задачи воспитания:
- формирование активной жизненной позиции, развитие личностного потенциала каждого ученика;
- укрепление физического здоровья каждого ребенка через занятия физической культурой и спортом;
- вовлечение каждого школьника в систему дополнительного образования, развитие творческих способностей;
- развитие самоуправления учащихся;
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране, ценностное отношение к культурному прошлому, уважение прав человека;
- формирование культуры поведения и культуры общения.
Основные направления воспитательной работы в школе
1. Учебно-познавательное направление воспитательной работы в школе, работа с одаренными учащимися.
Задачи:
- интеллектуальное развитие школьника;
- развитие духовных качеств;
- развитие духовных потребностей.
2. Культурно- просветительское направление воспитательной работы в школе.
Задачи:
- формирование коллектива каждого класса;
- воспитание любви к своей Родине;
- раскрытие творческих потенциалов каждого ребенка;
- раскрытие способностей к эмпатическому взаимодействию.
3. Нравственно-патриотическое направление воспитательной работы в школе.
Задачи:
-воспитание твердой патриотической позиции;
-развитие интереса к явлениям общественной жизни.
4. Трудовое направление воспитательной работы в школе.
Задачи:
- формирование положительного отношения к труду.
5. Физкультурно-оздоровительное направление воспитательной работы в школе.
Задачи:
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Планирование воспитательной работы в школе
Воспитательная работа в школе должна вестись по заранее составленному плану. Четкая, спланированная работа будет содействовать успеху воспитательной работы, при учете индивидуальных и возрастных особенностей. Составляя план, необходимо учитывать результаты воспитательной работы в школе за прошлые года, традиции школы, возможный воспитательный потенциал школы, интересы родителей.
Ниже представлен примерный план воспитательной работы в школе.
№
|
Мероприятия
|
Направления
|
сроки
|
ответственные
|
сентябрь
|
1
|
День знаний
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
2
|
Классные часы «День Знаний»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
3
|
Конкурс «Лето, лето…»
|
Культурно-просветительское
|
|
|
4
|
Легкоатлетический кросс
|
Физкультурно -оздоровитоздоровтительное
|
|
|
5
|
Классные часы «Безопасность на дорогах»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
6
|
Поэтический конкурс, конкурс рисунков «Золотая осень»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
7
|
Часы общения «Каким я вижу мир..»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
8
|
Праздник Букваря
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
октябрь
|
1
|
Конкурсы «О чем расскажет книга нам»
|
Учебно-познавательное
|
|
|
2
|
«Наши добрые учителя». Мероприятие ко Дню учителя
|
Нравственно-патриотическое. Культурно-просветительское
|
|
|
3
|
Осенний бал для старшеклассников
|
Культурно-просветительское
|
|
|
4
|
Экологическая акция «Наша чистая планета»
|
трудовое
|
|
|
5
|
Фестиваль «Юные таланты»
|
Культурно-просветительское
|
|
|
6
|
Праздник «Умелые руки»
|
трудовое
|
|
|
ноябрь
|
1
|
Час общения «В единстве – сила»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
2
|
Мероприятие к Всемирному дню детей
|
правовое
|
|
|
3
|
Часы общения, посвященные «Дню матери»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
4
|
Конкурс исследовательских работ «Мы познаем мир»
|
Учебно - познаватательное
|
|
|
декабрь
|
1
|
Час общения к Всемирному дню борьбы со СПИДом
|
Нравственно-патриотическое, правовое
|
|
|
2
|
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
|
Культурно-просветительское
|
|
|
3
|
Выставка новогодних композиций
|
Культурно-просветительское
|
|
|
4
|
Новогодние елки
|
Культурно-просветительское
|
|
|
5
|
Вечер «К нам Новый год шагает»
|
Нравственное, экологическое
|
|
|
6
|
Творческий конкурс проектных работ «Наша голубая планета»
|
Учебно-познаватательное
|
|
|
7
|
Акция «Спасем зеленую ель»
|
Правовое, экологическое
|
|
|
январь
|
1
|
Эстафетный марафон
|
Физкультурно-оздоровительное
|
|
|
2
|
Конкурс на лучшую снежную постройку
|
Трудовое, культурно-просветительское
|
|
|
3
|
Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров»
|
Физкультурно-оздоровительное
|
|
|
4
|
Час общения «Ленинградский метроном»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
февраль
|
1
|
Конкурс «Моя будущая профессия»
|
Трудовое,
|
|
|
2
|
Лыжные эстафеты
|
Физкультурно-оздоровительное
|
|
|
3
|
«Славься, Россия». Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
4
|
Литературный КВН
|
Учебно-познавательное
|
|
|
5
|
Праздник «День Святого Валентина»
|
Культурно-просветительское
|
|
|
март
|
1
|
Мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта
|
Культурно-просветительское
|
|
|
2
|
Неделя дорожной безопасности
|
Физкультурно-оздоровительное
|
|
|
3
|
Часы общения «Будь культурным пешеходом»
|
Культурно-просветительское.
Физкультурно-оздоровительное
|
|
|
4
|
Выставка рисунков «Внимание! Дорога»
|
Культурно-просветительское
|
|
|
5
|
«Масленица»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
6
|
«Веселые старты»
|
Физкультурно-оздоровительное
|
|
|
7
|
Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов
|
Культурно-просветительское
|
|
|
апрель
|
1
|
Эстрадный конкурс «Загораются звезды»
|
Культурно-просветительское
|
|
|
2
|
Мероприятие ко Дню смеха «Давайте улыбаться»
|
Культурно-просветительское
|
|
|
3
|
Праздничное мероприятие «Первый в космосе»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
4
|
Конкурс «Моя родословная»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
5
|
Акция «Сделаем чище планету»
|
Трудовое, экологическое
|
|
|
май
|
1
|
Конкурс творческих работ «Никто не забыт»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
2
|
Конкурс проектных работ «Мои идеи о..»
|
Учебно-познавательное
|
|
|
3
|
Экскурсия в музей. К Международному Дню Музеев
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
4
|
Мероприятие «Последний звонок»
|
Нравственно-патриотическое
|
|
|
Современная воспитательная работа в школе
Согласно Концепции духовно-нравственного развития личности, целью воспитания нового поколения должно быть содействие индивидуальному развитию ребенка, раскрытие его творческого потенциала, формирование гражданского самосознания, приобщение к духовной и нравственной культуре.
Ученик должен выступать активным участником воспитательного процесса. Именно на ученика необходимо ориентировать весь процесс воспитания, исходя из его личных потребностей. Современная воспитательная работа в школе должна основываться на диалоге и сотрудничестве, то есть должно осуществляться субъект - субъектное взаимодействие.
Педагоги школы должны следить за тем, чтобы вся воспитательная система учреждения выполняла определенные функции: развивающие, интегрирующие, регулирующие, защитные, компенсирующие, корректирующие. Система воспитания должна быть гуманистической.
В сегодняшнем неспокойном мире, где утрачены многие духовные и нравственные ценности роль школы становится особенно велика. Новое время и изменившиеся условия ставят новые задачи, требуют по-новому взглянуть на процесс воспитания в общеобразовательном учреждении.
Автор статьи: Маргарита Аравина
Добавить комментарий