Дидактическая игра является разносторонним, сложным понятием в педагогике. Это и игровая методика обучения детей, и ее форма, и индивидуальная игровая деятельность, и средство общего воспитания ребенка. Среди обучающих игр выделяют: предметные, настольные и, конечно же, словесные.
Дидактические игры можно использовать в качестве решения разных задач по усовершенствованию речи. Когда ребенок играет в такие игры, он обогащает свой запас слов, уточняет для себя значения малознакомых словесных конструкций, учится свободно изъяснять свои мысли при помощи речи. Дидактические игры по развитию речи – это очень необходимое и приносящее результат средство обучения навыкам речевой деятельности детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Даром речи обладает большинство людей. Но, к сожалению, не все используют этот дар в полной мере. Важно не просто уметь говорить, а говорить правильно и понятно. Человек, чтобы реализовать себя в обществе других людей, должен уметь хорошо изъяснять свои мысли.
И важно научиться этому еще в детстве. Степень развития речевых навыков у ребенка – один из важных критериев общего формирования его личности.
Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача обучить детей речевым навыкам. Проблема речевого развития считается очень актуальной.
Речь – это основной способ общения человека с другими людьми. От уровня развития речи зависит эффективность этого взаимодействия.
Среди основных причин неудовлетворительного уровня развития речи выделяют такие:
1. Педагоги не достаточно внимания уделяют технологии развития речи, ориентируются на средний показатель развития детей, не учитывая индивидуальные особенности учеников.
2. Родители мало времени уделяют общению с ребенком. А ведь развивать речь своего малыша нужно с первых лет его жизни.
3. Нарушения речи ребенка, связанные с физиологическими или психическими отклонениями.
Воспитатель должен уметь создавать комфортные условия для совершенствования речи воспитанников. Основной вид деятельности дошкольников – это игра. Дети постепенно узнают жизнь в процессе разных игр. Поэтому дидактические игры по развитию речи успешно применяются в этом возрасте.
Игры имеют разные направления: словарь, развитие связной речи, грамматический строй речи.
На сегодняшний день опытными педагогами разработано множество дидактических игр. Рассмотрим некоторые из них:
Цель игры: учить ребенка правильно давать названия предметам и описывать их.
Ход игры: ребенок достает из специального мешка предмет, например, игрушку.
Первым описывает предмет воспитатель. А воспитанник повторяет за ним, добавляя, по возможности, что-то от себя.
Цель игры: учить детей находить предмет по заданным признакам.
Ход игры: Перед испытуемыми ставят ряд игрушек. Воспитатель дает описание одной из них. Дети должны понять, о какой именно игрушке идет речь.
Цель игры: учить воспроизводить эпизоды художественных произведений, воспроизводить диалог.
Ход игры: воспитатель выкладывает на столе иллюстрации к разным сказкам, потом начинает рассказывать детям одну из предложенных сказок. Дети должны догадаться, какая из картинок подходит к этой сказке, кроме того, продолжить рассказывать с того места, где остановится воспитатель.
Дидактические игры по развитию речи используются как способ обучения не только дошкольников, но и младших школьников. Это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте еще не теряет своего значения игровая деятельность, поэтому обучение с опорой на игровые методы является достаточно эффективным.
Учитель говорит какую-нибудь фразу, а ученик должен ее повторить и придумать продолжение. Темы высказываний могут быть разными.
Педагог предлагает детям придумать небольшой рассказ. Первый участник произносит начальную фразу, все остальные участники по очереди придумывают продолжение.
Даже самые маленькие школьники способны сочинять элементарные стихи. Данный вид работы не только развивает творческое мышление, но и речевые навыки.
Различные дидактические игры по развитию речи способствуют расширению представления ребенка о мире, обществе, в котором он живет, учат эффективному речевому взаимодействию. В дальнейшем ребенок, обученный речевым навыкам, сможет легко находить понимание с другими людьми.
Автор статьи: Виктория Василенко
Добавить комментарий