Немного истории. До 1917 года в России дети, имеющие какие-либо аномалии в развитии, в большинстве своем не получали специально организованной помощи. Специализированные учебно-воспитательные заведения существовали, но они были закрытыми, частными, отделенными от общеобразовательных учреждений.
После революции ситуация существенно изменилась. Был поднят вопрос об организации ряда специальных учреждений, действующих в системе народного образования, для детей с особыми потребностями в обучении. Правительство страны издало необходимые законодательные документы, где были прописаны требования к организации учебно-воспитательного процесса детей с отклонениями в развитии.
Долгое время недоразвитие речевой функции не считалось аномалией. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями учились в общеобразовательных школах. Только профессором Ф.А. Рау в 1928 году был поднят вопрос об организации дошкольных заведений, исправляющих дефекты речи до поступления ребенка в школу. Он определил легкие формы речевого недоразвития. Несложные дефекты могли исправить воспитатели детского сада, которые прошли курсы логопедической переподготовки. Тяжелые осложнения речевой функции исправляли логопеды, в специализированных группах при детском саду. Впоследствии стали открываться отдельные учреждения – логопедические детские сады.
Логопедический детский сад – это дошкольное учебное заведение, которое предназначено для детей с нарушением речевой функции. Не расстраивайтесь, если ваш ребенок заикается, не выговаривает буквы алфавита. Если есть логопедический кабинет в детском саду, то подобные проблемы достаточно быстро устраняются.
Каждый речевой садик, как и обычные дошкольные учреждения, ставит перед собой задачу подготовить детей к школе. Проводятся занятия по основным предметам: письму, чтению, математике, окружающему миру.
Обязательно в штате педагогических работников логопедического детского сада есть психолог. Он оказывает помощь, дает консультации, практические советы.
Среди родителей бытует неверное мнение о том, что если они определят ребенка в речевой садик, он станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых более сложные дефекты речи. Это не так. Хуже разговаривать он не станет. Но существует небольшая угроза возникновения заикания, некоторые дети могут начать подражать заике. При этом стоит отметить, что под пристальным вниманием профессионалов, риск возникновения подобного явления практически сведен к нулю. Также обратим внимание на то, что специализированное логопедическое дошкольное учреждение намного эффективней, чем просто логопедическая группа в детском саду.
Напрасно, многие родители опасаются, что речевой диагноз – клеймо на всю жизнь. Это совершенно не верно. Ребенок после окончания специализированного детского сада может пойти в любую престижную школу. Наоборот, логопедический детский сад лучше проведет подготовку к школе ребенка с дефектами речи, чем обычный.
Направления работы учителя-логопеда основаны на определенных принципах и правилах. Это обеспечивает эффективность достижения желаемого результата.
Формы логопедической работы подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, степени речевого расстройства.
Логопедические занятия для детей бывают:
Содержание работы определяется после обследования детей логопедом в начале учебного года.
К фронтальным занятиям предъявляются определенные требования, которым должен неукоснительно следовать педагог. На каждом занятии используются логопедические распевки для детей – это тесная связь речи с музыкой, движениями. Такая технология вызывает у детей интерес к занятию, создает веселое настроение. Обязательно в ходе занятия используются логопедические игры для детей, необычные ситуации с сюрпризными моментами.
В ходе занятия виды деятельности должны часто меняться. И, непременно, на каждом занятии нужно много говорить. Так малыши учатся слушать, исправлять свои ошибки в произношении и ошибки товарищей.
Особая роль отведена индивидуальным занятиям. Они занимают основную часть работы учителя-логопеда. На этих занятиях осуществляется коррекция речевых дефектов индивидуально для каждого ребенка.
В микрогруппы объединяются дети с похожими дефектами речевого развития. При такой форме работы у логопеда есть возможность применять дифференцированный подход к занятиям по закреплению поставленных звуков, расширению словарного запаса слов, изучению грамматических категорий.
Из всего вышеизложенного очевидно, что направление в логопедический детский сад – это не приговор, а профессиональная, эффективная помощь. Не нужно проводить параллель между дефектами речи и аномалиями умственного развития. Отнеситесь к проблеме звукопроизношения серьезно. Обследуйте ребенка, получите консультации логопеда, психолога. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, они, непременно, укажут вам верный путь к достижению желаемого результата.
Автор статьи: Болдырева Виктория Владимировна
Добавить комментарий