В наше время много пишут и говорят о детских возрастных кризисах, однако все заканчивается кризисом 7 лет. Мало кто вспоминает о подростковом кризисе. Возможно, потому, что он не имеет четких возрастных границ. Его наступление носит сугубо индивидуальный характер: у некоторых он наступает уже в 11 лет, другие достигают кризисной черты лет эдак в 18.
Мальчики и девочки переживают кризисный период по-разному, обычно у девочек он начинается раньше и проходит более мягко, чем у мальчиков. Но бывают и исключения. Поэтому делать предсказания даже в отношении собственного ребенка – в каком возрасте настигнет его кризис, как будет протекать и будет ли он вообще – дело весьма неблагодарное.
Как и любой возрастной кризис, подростковый сопровождается скачками настроения и резкими переменами вкусов ребенка во всех сферах его жизни. Изменяются любимая еда, книги, фильмы, виды спорта, музыка. «Эти футболки детские!» - может со слезами заявить подросток, хотя еще буквально вчера прыгал от радости при виде одежды с изображением Микки Мауса или Бемби. «Я не буду… (есть кашу, смотреть этот фильм) – это для малявок!» - заявления в таком духе раздаются все чаще и чаще.
Чего же добивается подросток таким образом? Принято считать, что самостоятельности. Однако это не совсем так. По большому счету, самостоятельность подростку пока без надобности, он не знает, что с ней делать и не готов быть полностью самостоятельным. На самом деле подросток пытается добиться от окружающих большей автономии, которая необходима ему для того, чтобы окончательно повзрослеть, научиться брать ответственность на себя и стать в конце концов гармоничной, развитой и самостоятельной личностью.
Родителям в этот период также несладко. Привыкнув с самого рождения заботиться о ребенке, удовлетворять его запросы – материальные и психологические, они вдруг сталкиваются с резким неприятием такой заботы.Что же делать? Как не испортить отношения с ребенком окончательно?
Выбор невелик. Есть два варианта реакции родителей на бунт подростка. В первом случае родители, боясь отпустить ребенка от себя, начинают убеждать подростка в его несамостоятельности, незнании простейших житейских премудростей. В итоге связь между родителями и ребенком прерывается, причем довольно болезненно, а на восстановление нормальных отношений могут уйти годы (в некоторых случаях отношения так и не удается восстановить).
Второй вариант развития событий – предоставить ребенку свободу в разумных пределах, доказать, что взрослые уважают его мнения и решения. Получив достаточно большую долю свободы и возможности практически полностью отвечать за собственные решения и их последствия, подросток обычно удовлетворяется самим фактом наличия такой свободы. И отношения не прерываются, кризис сходит на нет, а связь «родитель-ребенок» зачастую становится еще более тесной.
Добавить комментарий