Сексуальное насилие – одна из социальных проблем, которая остро стоит перед обществом. Особенно страшным является сексуальное насилие над детьми, ведь этот болезненный опыт чаще всего приводит к физиологическим, эмоциональным и психосоциальным проблемам.
Многие родители считают, что с их детьми такое не случится, т. к. такое явление наблюдается чаще всего в социально неблагополучной среде: в семьях с бытовыми проблемами, где царит бедность, присутствует домашнее насилие и злоупотребление наркотиками и алкоголем. Вера в это утверждение мешает родителям увидеть в поведении ребенка, что он подвергся насилию.
Чтобы ребенок не стал жертвой насилия, родителям необходимо обучать его противодействию нехорошим намерениям. Важное место в вопросе личной безопасности занимает умение детей распознавать типы прикосновений: хорошие (если они им приятны), плохие (если не нравятся) или незнакомые (не знают, нравятся они или нет). Дети должны понимать, когда наступает опасность.
Чтобы ребенок понимал, какие прикосновения являются позволительными, а какие таковыми не являются, нужно ему это объяснить. Важно, чтобы ребенок знал, что посторонние не должны трогать его там, где хотят. Примерно ваше объяснение может выглядеть так: «Те части тела, которые мы закрываем с помощью нижнего белья, имеют название «интимные». Называются они так потому, что видеть их у тебя можно только родителям и доктору. Поэтому-то ты и не встречаешь на улице людей без одежды. Но может так случиться, что кто-то захочет потрогать тебя за эти места. Если вдруг такое произойдет, можешь сказать ему, что так делать нельзя, и, самое главное, ты должен убежать. И обязательно расскажи мне об этом».
При разговоре с ребенком важно называть вещи своими именами, как бы неловко вам не было в этот момент: детям нужна конкретика. Дети должны знать общепринятые названия интимных частей тела. Разговаривать о таких вещах нужно не смущаясь, с уверенностью. Слова необходимо использовать более понятные, те, которые дети сами употребляют в своих сообществах: писюн, пися, пенис, попа. Дети должны быть в курсе, в каком именно месте их трогать нельзя, чтобы когда-нибудь не оказались в неловком положении те взрослые, которые его действительно любят и выражают это с помощью дружеских прикосновений и ласковых объятий. Например, ребенок может сказать воспитательнице, которая безобидно его обнимает, чтобы она его не трогала, а то он все расскажет своей маме.
Нужно приводить ребенку конкретные примеры ситуаций, как и где его может встретить совратитель. Кем бы ни был взрослый – незнакомцем или знакомым человеком, учителем, соседом или родственником, если малыш почувствует, что он хочет поласкать его в неположенных местах, он должен сказать, что так нельзя делать, и самое главное, он должен не бояться рассказать вам об этом. Ведь если он увидит, что вы волнуетесь или испытываете стыд при разговоре на эту тему, ему будет сложно довериться вам, даже когда столкнется с такой ситуацией. Поэтому ребенок должен чувствовать вашу любовь и заботу, понимать, что как бы там ни было, что бы ни произошло, вы его поддержите и поймете.
Всегда внимательно слушайте, что рассказывает ребенок об играх со взрослыми людьми. Также о том, что не все в порядке, может говорить плаксивость, расстройства сна, частые приступы агрессии и гнева. Частые инфекции мочевыводящих путей также являются сигналом сексуального насилия. Если же у вас имеются серьезные подозрения на этот счет, нужно обеспечить малышу безопасность, оказать поддержку. Помощь можно получить извне: в специализированных центрах (информацию о ближайших центрах можно получить по телефону доверия).
Автор статьи: Анисимович Елена Николаевна
Добавить комментарий