Сейчас ведется очень много разговоров о психологическом насилии над детьми в семье и образовательных учреждениях. Но далеко не все родители и педагоги знают, какие именно действия могут считаться психологическим насилием над ребенком. Давайте попробуем разобраться, что же может считаться нарушением прав детей через психологическое насилие в отношениях.
Процесс воспитания ребенка сложный и длительный, психология отношений многогранна и индивидуальна для каждого конкретного случая, поэтому не все и не всегда может получаться. Как бы там ни было, педагоги и родители, применяя те или иные средства и методы воспитания, должны избегать ошибок, способных оказать негативное влияние на психику ребенка.
Как бы сильно вы ни были обижены и разозлены на ребенка ни в коем случае нельзя:
- требовать от ребенка исправлять свои действия, свое поведение под давлением группы: «А теперь пообещай нам всем здесь и сейчас, что ты больше этого не будешь делать»;
- осуждать ребенка перед взрослыми или другими людьми, особенно в фамильярном тоне: «А теперь, дорогой, рассказывай нам, как все произошло»;
- обсуждать действия ребенка в его присутствии без его согласия;
- оскорблять родителей или друзей ребенка;
- шантажировать ребенка своим здоровьем или угрозами причинить себе какой-то вред из-за ребенка;
- упрекать ребенка тем, что его рождение было не желательным: «И зачем я тебя родила?";
- проклинать ребенка: «А чтобы ты ...»;
- давать негативную оценку одному из родителей, приписывая ребенку такую же черту: «Ты вырастишь таким же лжецом, как твой отец»;
- требовать от ребенка хороших результатов в учебе или иных действиях, обещая за это определенное вознаграждение: «Если ты будешь слушать, я куплю тебе ...»;
- делать из любви к ребенку предмет торга, лишать ребенка безусловной любви. «За это я тебя люблю ..., а за это нет" (важно объяснить, как ребенок может выполнить желаемое действие лучше, еще эффективнее – научить);
- угрожать ребенку наказанием: «Если ты не выполнишь ... немедленно, я не знаю, что я с тобой сделаю»;
- употреблять в отношении ребенка грубые слова: «С таким нахалом я не хочу разговаривать!»;
- употреблять оскорбительные слова и действия относительно пола ребенка: «Что ты плачешь, как девчонка?»;
- брать у ребенка вещи без его согласия, а особенно - отбирать: «Ты сам отдашь мне, или мне применить силу?»;
- вмешиваться в переписку ребенка без его согласия;
- навязывать определенные формы поведения, действия, даже оправданные моралью общества: «Ты обязан быть честным», «Я требую от тебя быть порядочным» (требовать можно только от себя, но лучше - давать образцы порядочности).
- выгонять ребенка из комнаты за нарушение дисциплины;
- действовать в противоречие концепции психологической защиты ребенка в образовательных учреждениях, основанной на документах Государственной национальной программы «Образование».
Помните, эффективность защиты психического здоровья ребенка определяется, прежде всего, тем, насколько вы может обеспечить психологические условия, способствующие его полноценному развитию.
Добавить комментарий