Современные возможности образования сделали профессиональное обучение детей музыке общедоступным. Правда, нельзя сказать об успешности массового музыкального воспитания в России и странах бывшего СНГ. Большинство детей, начиная заниматься, посещают музыкальную школу, студию, клуб или частного учителя охотно (если повезло с педагогами). Но уже через 1-2 года многие из них теряют желание учиться, а дальше и совсем отказываются иметь дело с музыкой. Если же продолжают, то только потому, что их заставляют родители. Великое наследие классической (академической) музыки не просто ускользает от таких детей, но и вызывает у них резкое отторжение.
Чтобы понять, почему важно воспитание музыкальной грамотности у детей, надо увидеть: эта цель ничем не отличается от воспитания языковой, литературной или математической грамотности. И дело не в том, зачем это пригодится грамотному. Вопрос в другом: чего лишается безграмотный человек? Например, в случае с литературой он никогда не узнает Пушкина и Бродского, Достоевского и Шекспира… Безграмотный в языковом плане не постигнет моральных ценностей своей нации, ему неоткуда будет об этом узнать. Математически неграмотный не сумеет разобраться в красоте и сути финансового и экономического развития и т. д.
Музыкальная грамотность дает возможность получить бесценную информацию. Со времён Бетховена это знание концентрируется в двух магических словах: «Обнимитесь, миллионы» и ведёт к идее единения людей. Прекрасное утверждается в музыкальной классике как то, ради чего следует жить. И самое главное: эти сложнейшие категории понятны музыкально грамотному человеку без тяжёлых словесных рассуждений и без перевода на разные языки.
Учить музыке надо всех детей. Но – всех по-разному.
Для тех, кто одарён, существуют вековые педагогические традиции, они вполне современны. На них основана и успешно работает вся практика музыкальных школ и музыкально-воспитательных учреждений.
Если ребёнок не имеет ярко выраженных способностей, для него созданы просветительские системы музыкального воспитания, например, отечественная программа Д. Б. Кабалевского. В общеобразовательной школе обычно есть педагог, целенаправленно работающий по этой программе. В этом случае родителям не надо желать более ничего для музыкального развития ребёнка. Если такого педагога нет – его стоит найти в клубе или частным образом. Подбор педагога имеет решающее значение в музыкальном воспитании.
Родители должны понимать, что, отдавая ребёнка учиться музыке, они сами становятся участниками этого процесса. Это потребует от них больших душевных, физических и материальных затрат. Необходимо знать, что ребёнок не умеет заниматься музыкой дома самостоятельно. Научить его этому могут только родители в теснейшем контакте с педагогом.
Добавить комментарий