Весомый отпечаток на характер и личность ребенка накладывает его стиль взаимоотношений с родителями, и этот стиль не всегда обуславливается материальным и социальным положением семьи.
Существуют относительно автономные психологические механизмы, которые позволяют родителям влиять на своих детей. Рассмотрим каждый из основных психологических механизмов, влияющих на воспитание детей в семье.
Первый механизм, без которого не обходится семейное воспитание, охарактеризовать одним словом можно, как подкрепление. Одобряя поведения ребенка, которое, по мнению родителей, является верным, а также осуждая неправильное поведение, родители формируют в сознании малыша определенную систему норм, следование которым со временем входит в привычку и становится внутренней потребностью ребенка.
Второй психологический механизм – идентификация, когда воспитание детей в семье происходит через копирование, подражание ребенка своим родителям. Дети копируют поведение своих родители, перенимая их манеры, образ жизни, действия в тех или иных ситуациях.
Третьим механизмом психологического воздействия является понимание. Родители формируют самосознание, самооценку и коммуникативные качества ребенка, опираясь на знание внутреннего мира своего малыша и чутко отзываясь на его проблемы. Без понимания семейное воспитание перестает решать свои главные задачи.
Вместе с тем очень важную роль играют взаимоотношения в семье и преобладающий стиль семейного воспитания: система поощрений и наказаний, контроля и дисциплины.
Согласно исследованиям детей и взрослых, имеющих психофизиологические и психосоматические нарушения, невротические расстройства, трудности в общении, учебе или умственной деятельности – все эти явления гораздо чаще можно наблюдать у тех людей, кто в детстве испытывал недостаток родительской любви, внимания и тепла.
Отсутствие внимания со стороны родителей и проявляемая ими недоброжелательность к ребенку приводят к неосознанной взаимной враждебности. Ребенок может проявлять эту враждебность по отношению к самим родителям, как явно, так и скрытно. Кроме того, нередко следствием именно детских переживаний у некоторых детей оказывается немотивированная, безотчетная жестокость, направленная на посторонних людей, не сделавших им ничего плохого. В тех случаях, когда эта бессильная агрессия скрывается внутри, она приводит к снижению самооценки и самоуважения, насаждает чувство вины и постоянной тревоги и т.п.
Наилучшим взаимоотношениям детей с родителями обычно способствует демократический стиль семейного воспитания. Если родители придерживаются этого стиля, то существует более высокая вероятность воспитать ребенка самостоятельной, активной, инициативной и социально ответственной личностью. Демократический стиль семейного воспитания подразумевает, что поведение ребенка формируется последовательно, и в этом процессе родители проявляют гибкость и рациональность:
- родители всегда аргументируют мотивы своих требований и готовы обсуждать их с ребенком;
- власть проявляется только в меру необходимости;
- независимость в ребенке ценится наряду с послушанием;
- правила, установленные родителями, твердо проводятся в жизнь, но они не считают себя непогрешимыми;
- родители прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят исключительно из его желаний.
Крайние стили семейного воспитания детей – авторитарный и либеральный, приводят к отрицательным результатам. Авторитарный стиль воспитания ведет к отчуждению детей от родителей, зарождает в них чувство их незначительности и даже нежелательности в семье. А вседозволенность, присущая либеральному стилю семейного воспитания, приводит к ощущениям у ребенка того, что родителям нет до него никакого дела. Ослабленное родительское начало, как и чрезмерно сильное, способствует формированию личности со слабым «Я».
Добавить комментарий