Обряд крещения или омовения был известен многим древним народам – финикийцам, грекам, римлянам, иудеям. И означал он очищение физическое и нравственное. У христиан крещение становится Таинством, без которого человеку не войти в Царство Небесное. Христианское крещение происходит водой и Святым Духом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Последний смысл крещения – возвращение к Господу, отрицание греховной и страстной жизни, угождающей прихотям.
Вопреки расхожему мнению о том, что крещение хорошо для здоровья, крещеный человек своим крещением подтверждает, что он вступает на тяжелый путь борьбы, полный лишений, ограничений, болезней и скорбей.
В древности крещение принимали в основном взрослые люди сознательно. В наше время крестят много младенцев, но по вере взрослых. Просто так, по традиции, ради здоровья или как бы чего не вышло крестить нельзя. К крещению ребенка нужно подойти не менее серьезно, чем к его рождению. Крестные родители или восприемники должны сами быть людьми верующими и церковными, иначе, как они будут воспитывать своего крестника.
Крестным родителям придется давать ответ за своего восприемника на Страшном Суде. Конечно же, необходимо, чтобы и родители были верующими и церковными людьми, раз по их вере крестится их младенец. Тогда ребенок будет расти в нормальной здоровой атмосфере христианских идеалов, не раздваиваясь между тем, что говорят и делают родные и крестные родители.
Часто приходится наблюдать нехорошую картину: родители регулярно приносят младенцев на литургию к причастию, а сами не причащаются, как будто чаша причастия существует только для детей. Это явное недоразумение, свидетельствующее о том, что родители находятся вне Церкви. К чему тогда крещение ребенка?
Во время крещения крещаемый, а в случае младенца священник вместо него, трижды произносит знаменательные слова: « Отрицаюсь от сатаны, дел его, гордыни его и служения ему!» Священник помазывает елеем крещаемому лоб, грудь, руки и ноги в знак его всецелого примирения с Богом.
Глубоко символично погружение младенца в купель. Купель означает погребальную пещеру Христа. Вода означает землю. Троекратное погружение младенца в воду означает тридневную смерть и воскресение с Господом. Из всего этого следует, что крещение это умирание для жизни греховной и воскресение для вечной жизни с Богом.
Священник у крещаемого отрезает прядь волос. В древности хозяин, покупая раба, отрезал у него небольшую часть волос. По этим волосам хозяин всегда мог доказать, что раб принадлежит именно ему. Пострижение волос у крещаемого означает, что он теперь раб Христов и будет жить согласно Божьему Закону.
О силе крещения рассказывает один случай, происшедший в царствование Юлиана Отступника. Актер Генесий всю свою жизнь высмеивал христианскую веру, Церковь и христиан. И вот однажды на сцене во время комедии, разыгрываемой перед Юлианом Отступником и толпой, он, дурачась, прыгнул в чан с водой и крикнул «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Народ хохотал.
Когда Генесий вылез из чана, он закричал: «Я – христианин!» Обращаясь к императору, ненавидевшему христианство, актер продолжал: «Я – христианин, и это единственные слова правды, которые я произнес за всю свою жизнь. Я с детства издевался над моими родителями христианами, дразнил их, когда они молились. Я стал развратником, и убитые горем родители умерли прежде срока. Я стал актером, паяцем только для того, чтобы высмеивать христианство. Даже когда я увидел во сне своих родителей, плачущих обо мне, я над ними смеялся. Но сегодня, когда я произнес «крещается раб Божий» я увидел вокруг себя множество злых духов, а в небе огненная рука разорвала огромную хартию, на которой были записаны все мои грехи. На меня сошел свет, и демоны пропали». Император пришел в страшный гнев и велел сжечь актера, в одночасье ставшим мучеником благодаря крещению.
Согласно Уставу Церкви, крещение ребенка назначают на восьмой или на сороковой день жизни. По русской традиции родители находят для ребенка двух крестных – крестную мать и крестного отца, хотя строго говоря, для мальчика достаточно крестного отца, а для девочки – крестной матери. Муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, мать и отец не могут быть крестными для своего чада. Все остальные родственники – тети и дяди, сестры и братья, дедушки и бабушки - могут быть восприемниками, вопрос только в их духовной зрелости для этого.
Священник, вынимая из купели младенца, передает его на руки крестному. Поэтому крестный носит такое почетное название – восприемник. Крестные до конца своих дней молятся за крестника, обучают его православной вере. Считается, что связь между крестными и крестником глубже, чем между родителями и их ребенком.
Бывают случаи, когда 14-15-летний подросток самостоятельно решает креститься. Священник, выяснив серьезность намерений подростка, может благословить его креститься без восприемника, как взрослого человека.
Автор статьи: Кононова Ирина Сергеевна
Добавить комментарий