Детский аутизм это серьезное и, в наши дни, достаточно распространенное нарушение психического развития. Сам термин «аутизм» в переводе с латыни означает «погруженный в себя», и именно чрезмерная погруженность в себя и, как следствие, сложность в установлении контактов с другими людьми, является основным симптомом этого нарушения.
Специалисты считают, что развитие аутизма связано с сочетанным действием наследственных и средовых факторов, таких как врожденные нарушения обмена веществ, воздействие неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития, осложнения после инфекционных заболеваний, неблагополучные условия жизни. Однако в каждом отдельном случае причины могут различаться, а зачастую они остаются не выясненными.
Строго говоря, термин «ранний детский аутизм» объединяет несколько сходных синдромов, различающихся по причинам возникновения и сопутствующим симптомам. Наиболее известны два основных варианта детского аутизма – синдром Каннера и синдром Аспергера, получившие свои названия по имени врачей. Считается, что основную роль в их развитии играют генетические факторы, а различия связаны с интеллектуальной сферой. Для синдрома Канера характерно отставание умственного развития и низкий уровень интеллекта. Напротив, при синдроме Аспергера, интеллектуальный уровень зачастую выше средних значений, и даже известны случаи, когда дети обнаруживали яркие умственные и творческие способности.
В отдельный синдром выделяется психогенный аутизм, его развитие связывают с действием неблагоприятных условий в раннем возрасте, таких как материнская и эмоциональная депривация. Психогенный аутизм чаще встречается у детей из крайне неблагополучных семей или воспитывающихся в детских домах, и выражается в нарушении навыков социального взаимодействия, пассивности, безразличии к окружающему, задержке развития речи и других психических функций.
Самостоятельным синдромом является органический или соматогенный аутизм, он возникает как следствие органического поражения мозга и, как правило, сочетается с различными неврологическими нарушениями, такими как гидроцефалия, судорожный синдром, нарушения моторного развития.
Наиболее отчетливо аутизм проявляется у детей 2 – 5 лет, но некоторые тревожные признаки можно заметить значительно раньше. Следует выделить несколько важных симптомов, при наличии которых обязательно надо обращаться к врачу.
К самым ранним тревожным симптомам, относятся:
- отсутствие фиксации взгляда на лицах людей (или нечеткая фиксация), в то время как на неодушевленных предметах ребенок хорошо фиксирует взгляд;
- отсутствие «комплекса оживления» при контакте младенца с матерью или другим взрослыми;
- отсутствие улыбки при встрече с хорошо знакомыми людьми.
Эти симптомы проявляются уже в раннем грудном возрасте, и должны заставить серьезно насторожиться родителей и специалистов.
У более старших детей появляются трудности в организации общих игр и негативное отношение к участию в своих занятиях даже близких родственников. Для них свойственно стремление к монотонным, повторяющимся, стереотипным действиям. Аутичный ребенок часто безразличен к вниманию родителей, эмоционально холоден и более склонен к отрицательным эмоциональным реакциям. Как правило, такие дети негативно относятся ко всему новому, и любые изменения привычного порядка вещей вызывают у них негодование. Даже выход на улицу или встреча с незнакомыми людьми может вызывать сильный страх и бурный протест.
В настоящее время существуют различные программы коррекции, которые помогают адаптировать детей даже с выраженными проявлениями аутизма. Важно понимать, что в зависимости от типа синдрома, прогноз и методы лечения могут сильно отличаться. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше заметить тревожные симптомы и обратиться к специалисту, чтобы правильно диагностировать тип расстройства и своевременно начать корректирующие мероприятия.
Автор статьи: Иовлева Нинель Николаевна
Добавить комментарий