Развитие ребенка не течёт равномерно, словно спокойная река – скорее его можно сравнить с кривой графика, где по дороге вверх возникают переломные моменты, иначе называемые «кризисами развития». Такой кризис обозначает всплеск развития, когда ребенок становится всё более взрослым, осознает себя и свое место в окружающем мире. Обычно кризисы любого возраста характеризуются отрицанием всего и переоценкой ценностей. В это время ребенок чувствует себя дискомфортно, поэтому родителям очень важно быть понимающими, терпеливыми и заботливыми. Кризис семи лет обусловлен еще и началом школьного обучения, а это совершенно новая система жизни, со своими правилами, распорядком дня, оценками. Ребенку постоянно говорят, что он уже большой, он и сам начинает чувствовать себя таковым, хотя нелегко выдерживать груз свалившейся ответственности.
Общеизвестно, что дети по природе своей – консерваторы. Даже такая мелочь, как перемещение их ящика с игрушками способно выбить их из колеи. Что же тогда говорить о поступлении в школу. Разумеется, с ранних лет ребенок имеет представление о школе, наверно, даже играл в школу с родителями и товарищами. Если ребенок посещал детский сад или любое другое общеобразовательное дошкольное учреждение, он тем более осведомлен о школе. Но одно дело знать о школе понаслышке, и совсем другое – непосредственно туда попасть.
Первое время ребенок может отказываться идти в школу, мотивируя своё нежелание совершенно разнообразно: от плохого самочувствия до плохого поведения соседа по парте. Такое упрямство может сигнализировать о нежелании ребенка взрослеть, о страхе перед переменами в его жизни. Только понимающие родители способны растопить лёд упрямства своего взрослого, но еще маленького семилетки. И такое поведение родителей правильное, ведь ругань и окрики лишь усугубят положение вещей. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять близким, он может даже начать заикаться или грызть ногти, проявляя тем самым нервозность.
Главная задача родителей в такой ситуации – как можно мягче разъяснить ребенку, что хоть он теперь и большой, и на нём лежит определенная ответственность (например, каждый день ходить в школу и делать уроки), для родителей он всегда останется любимым чадом. Для ребенка в любом возрасте очень важно чувствовать, что дом – его тыл, что родители всегда поддержат. Тогда и в дальнейшем уже повзрослевший ребенок будет возвращаться домой с радостью.
С ребенком надо разговаривать, и пусть это будет не монологом со стороны родителей, но диалогом, где ко мнению ребенка родители прислушиваются, серьезно принимают его точку зрения. Конечно, нелегко разговаривать на равных с такой, казалось бы, малявкой, но именно доверительные беседы являются залогом хороших взаимоотношений в семье. Вы можете совместно с ребенком принимать семейные решения, например, какой холодильник купить, куда поставить новый диван, что приготовить на ужин. Поверьте, с вас не убудет спрашивать ребенка о бытовых мелочах, но ребенок почувствует себя взрослой личностью, чьё мнение имеет существенный вес. Если мнение ребенка совпадает с вашим, высказывайте своё одобрение. Сейчас вы, буквально своими руками, формируете самооценку своего ребенка. Вы ведь не хотите, чтобы ваше дитя выросло закомплексованным неудачником? Но не сами ли родители делают своего ребенка таковым, ведь безынициативным так легко управлять.
Семилетки – знатные почемучки. Очень важно отвечать на каждый вопрос ребенка, не отмахиваться от него, а если даже вы не знаете ответа (это довольно распространенная ситуация – порой дети задают самые неожиданные вопросы из самых разных областей знаний), не стесняйтесь признавать своё незнание и ищите ответ вместе с ребенком. Благо, книги и интернет помогут всегда. Совместный поиск ответа воспитает в ребенке такие качества, как чувство товарищества, любознательность, стремление докопаться до ответа любой ценой.
При правильном воспитании и при комфортной атмосфере в семье кризис семи лет может миновать и пройти совершенно незаметно. Проявляется этот кризис нарочитыми капризами ребенка, его упрямством и кривлянием, попытками ребенка внедриться во все ваши дела и разговоры. Не спешите окрикивать заупрямившееся дитя, сосчитайте до десяти и задумайтесь: почему ваш ребенок так себя ведет, что он хочет донести своим своенравием. Помните, что все чудачества ребенка направлены на одно – привлечение вашего внимания. Значит, ему есть, что сказать вам, но он не знает как. Тогда на помощь должны прийти вы – взрослый мудрый человек, которому можно доверять.
Если ребенок хочет самостоятельности, пожалуйста, пусть он её получит. Пусть сам приберется в своей комнате, помоет посуду, сходит в магазин за продуктами. Предоставляйте ребенку выполнять те действия, которые он умеет или почти умеет, но непременно скоро научится. Будьте советчиком своему ребенку, но не исполнителем его потребностей и не надсмотрщиком.
Следите за тем, чтобы все взрослые, имеющие влияние на ребенка, предъявляли к нему одинаковые требования. Если мама что-то разрешает, а бабушка запрещает, ребенок может просто запутаться. Но если с родственниками нельзя договориться об унификации требований, ребенку можно объяснить, что некоторые действия можно делать только при маме, а при бабушке их делать не стоит. Так ребенок получит представление о разных моделях поведения в разных условиях, что тоже может оказаться полезным навыком во взрослой жизни.
Не позволяйте ребенку манипулировать вами слезами или истериками. Стоит хоть раз дать слабину, если ваше многострадальное сердце не выдержит слезинки ребенка, готовьтесь – маневры со слезами будут частыми гостями в вашем доме.
Родителям необходимо постоянно следить за собой, ведь именно родители подают пример ребенку во всех аспектах жизни: от поведения за столом до внешнего вида. Подумайте сами – как вы можете запрещать ребенку истерики, если сами частенько раздражаетесь и кричите на него? У спокойных и терпеливых родителей растут спокойные дети, помните об этом.
Пусть ваш ребенок станет для вас источником счастья, а не раздражения. Счастливого вам воспитания, не омраченного кризисами!
Добавить комментарий