С самого начала учебного года ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками (одноклассниками) и взрослыми (учителями). Это межличностное взаимодействие имеет свой особый характер.
Первоклассники еще не всегда могут действовать самостоятельно, и поэтому взрослый играет для них роль примера для подражания. Поведение ребенка зависит от того, каким будет этот пример. Если взрослый приучает ребенка рассчитывать на свои силы и доверяет ему в выполнении каких-либо самостоятельных задач, то ребенок быстрее учится быть самостоятельным.
Если же взрослый проявляет гиперопеку, то у ребенка формируется установка, направленная на то, что существует контролер извне, который будет нести ответственность за все его действия.
Если дети нарушают правила поведения, то это происходит из-за их импульсивности. Дети, которые перешли к внутреннему контролю своего поведения, обычно обращаются к нарушителям спокойствия, произнося такие реплики: «Тише!», «Сказано: руки на стол!» и т.д.
Девочки раньше обучаются умению контролировать себя, во-первых, им помогает инстинкт «хранительниц очага», а во-вторых, наименьшая тревожность во взаимоотношениях с учителем, так как учителя начальных классов обычно женщины.
Уже к третьему классу дети проявляют настойчивость в достижении, одобряемых обществом, целей. При этом дети часто путают настойчивость и упрямство, которое направлено на достижение собственных, личных целей, и является, скорее, защитным механизмом, формирующимся под воздействием учета учителями неудач в учебе и отрицательных качеств ребенка.
Дома ребенок полностью подчинен родителям, копирует их поведение, прислушивается к их мнению, оценкам. Поэтому некоторые из детей и к учителю тянутся как к маме. Делятся с ним своими переживаниями, интимными моментами, радостями и печалями, считают его судьей в разрешении споров и конфликтов и т.п. Если ребенок из неблагополучной семьи, то он больше будет прислушиваться к мнению учителя, нежели родителей.
По сравнению с детским садом количество отношений в школьном коллективе уменьшается. При этом первоклассники в начале учебного года будто бы избегают контактов со сверстниками, так как, в первую очередь, заняты адаптацией к школьному режиму. И находятся под впечатлением новых ощущений, связанных со школой.
Если ребенок к третьему-четвертому году обучения смог установить крепкие дружеские контакты с одноклассниками, это значит, что он умеет найти общий язык, а также, что контакт с ним тоже кому-то важен.
Учитель должен всегда помнить, что его действия могут способствовать выделению лидеров и неудачников в классе. Проводя социометрический опрос, можно заметить, что среди лидеров находятся дети, которых учитель часто хвалил и которые учатся в основном на пятерки, иногда четверки. Они инициативны, с развитой фантазией, общительны. И наоборот, изгоев характеризует трудность общения, капризность, драчливость, грубость, вспыльчивость, замкнутость. Такие дети любят поябедничать.
Уже к третьему классу дети начинают образовывать небольшие группы внутри классного коллектива с учетом пола, места жительства, интересов и симпатий. Дети младшего школьного возраста еще не могут выбирать друзей по более существенным признакам и особенностям личности, чем, например, внешний вид.
К третьему-четвертому классу появляются неформальные объединения, в которых диктуются свои нормы поведения, есть свои интересы, ценности, чаще всего определяющиеся лидерами. Иногда эти группы отделяются от всего остального класса и существуют как бы в отдельном мирке.
Демократический стиль. Для этого стиля характерно полное доверие, добродушный, дружеский контакт с детьми. Учителя, работающие в таком стиле, обычно используют личностный подход, как правило, отвечают на все детские вопросы и учитывают индивидуальность каждого ребенка. Этот стиль предполагает сотрудничество.
Демократический стиль способствует появлению у детей положительных эмоций, доверия к сверстникам и взрослым, уверенности в своих силах. Все эти качества формируются в совместной деятельности.
Авторитарный стиль. Предполагает избирательное отношение, скупость оценок, жестко регламентированное руководство. Такие учителя чаще применяют наказание. При этом деловой подход стоит превыше всего. Учитель хочет получить безусловное подчинение ребенка и всего класса в целом. Конечно, такой стиль дисциплинирует, но вместе с тем вызывает у ребенка чувство тревожности, незащищенности. Такое поведение учителя деформирует личность ребенка.
Либерально-попустительский стиль. Учитель, использующий в своем руководстве такой стиль, слишком снисходителен, терпим. Естественно, что это вредит школьникам. Скорее всего, либерально-попустительский стиль в работе учителя говорит о недостаточности профессионализма. Такой стиль не дисциплинирует, а, наоборот, распускает, даже тех детей, которые не имели проблем с поведением.
Автор статьи: Дмитриенко Наталия Ивановна
Добавить комментарий