Обучение в начальной школе производится на основании сведений, передаваемых детям словесно, а также картинами и схемами, содержащимися в учебниках. Отсутствие наглядности иногда может препятствовать пониманию ребенком учебного материала, поскольку он должен самостоятельно представить и осознать то, что ему предъявляется схематично.
Воображение младшего школьника имеет ряд особенностей – оно упрощено и отвлечено, не обладает достаточной гибкостью и умением воссоздавать образы из деталей.
Дети оперируют уже имеющимися в их сознании представлениями и понятиями, и нередко переносят непосредственно пережитое на сказанное учителем.
Существуют особые методы, позволяющие направить воображение школьника на нужный предмет и помочь ему сосредоточиться – чтение по ролям, план, изображенный в картинках.
Такие способы тренировки воображения помогают детям осознавать и представлять более четкие образы, распознавать временные характеристики произошедших событий, сопереживать состоянию, в котором находится описываемый персонаж, и даже делать выводы о последствиях описываемых событий.
Школьники начинают мыслить по следующей схеме: событие случится, если сделать что-то.
Такое желание детей проследить происходящее с персонажами, предметами или событиями на основании изменяемых условий и последующих за такими изменениями последствий, позволяет запустить механизм работы творческого воображения. Школьники начинают мыслить продуктивно, создавая самостоятельно достаточно сложные схемы и конструкции.
К сожалению, в условиях нынешних школ не всегда присутствует необходимая обстановка для стимуляции детского творчества, пусть даже потенциал у детей младшего школьного возраста наличествует неплохой.
Развитие воображения позволит ребенку в полной мере усвоить учебный материал, и, кроме того, поможет идентифицировать свою личность с образами тех позитивных персонажей, о которых шла речь во время урока.
Только полагаясь на развитое воображение, можно стимулировать интерес ребенка к чтению, воспитать в нем любознательность и живость сознания.
Для этого возможно применять на уроках игры-драматизации, просить детей нарисовать только что прочитанное или перевоплотиться в литературного персонажа.
От того, как ребенок в младших классах научится соотносить собственный опыт и новую, преподносимую на уроках информацию, зависит его будущее умение мыслить гибко и образно, осуществлять сопоставление событий и их последствий, а также идентифицировать собственную личность с литературными и реальными персонажами.
Добавить комментарий