Сейчас в системе образования происходят глобальные изменения, на смену классическому принципу равенства приходит индивидуальный подход к каждому ученику. Именно такой принцип обучения используется и в начальной школе. Кроме того, у педагогов и родителей появилась возможность выбора. Первые выбирают наиболее подходящую модель учебного процесса, а вторые могут подобрать наиболее подходящую для ребенка школу, в которой он не только изучит стандартный набор предметов, но и сможет раскрыть свой потенциал, развить таланты и вырасти как личность.
В связи с приоритетностью в современном российском образовании индивидуального подхода в обучении изменяется не только способ подачи знаний, но и способ их оценки. Появляется много новых факторов, которые можно оценить: активность в учебном процессе, творческий подход, своевременность и аккуратность и т.д. Чтобы учесть все факторы оценки развития ребенка полезно познакомиться с таким способом сбора и хранения информации об учащемся, как портфолио школьника.
Подобно многим нововведениям, портфолио пришло к нам из Соединенных Штатов Америки, где им начали пользоваться уже в 90-х годах прошлого века. Оттуда эта технология распространилась по всему миру и особенно хорошо прижилась в Австралии и Великобритании, где с ранних лет любые достижения ребенка заносят в личное дело, которое затем играет большую роль при поступлении в высшие учебные заведения и в начале трудовой деятельности. Сейчас портфолио школьника приобретает все большую популярность и в нашей стране.
В чем же заключается основной принцип работы со школьным портфолио? Это сбор информации о деятельности ученика в рамках образовательного процесса. Как правило, в портфолио ученика начальной школы входят:
Часто параметры, по которым отслеживается учебная деятельность, педагог выбирает сам или согласует их с родителями.
Основное преимущество в работе с портфолио школьника – возможность в любой момент ознакомиться с деятельностью ученика, что позволит оценить его склонности и предпочтения, поощрить интересы, стимулировать к успешной учебе и новым достижениям. Также с его помощью можно проследить динамику развития, сопоставить затраченные трудовые ресурсы с полученным результатом и получить информацию о возможностях школьника, рассмотреть творческий потенциал и способствовать его развитию.
Важно, чтобы в портфолио ученика начальной школы была только достоверная информация, иначе это значительно затруднит оценку деятельности, или вовсе лишит ее смысла. Если это требование выполняется, портфолио школьника может быть использовано и самим учеником для анализа собственной деятельности и достижений.
Работа с портфолио ученика начальной школы включает в себя четыре основных этапа:
Однако, строгого перечня действий тут нет.
Таким образом, использование такой учебной технологии, как портфолио школьника, на протяжении всего образовательного периода, позволит подходить к каждому ученику с учетом его индивидуальных особенностей: выявить способности, эффективные механизмы мотивации, предпочтения и возможности для дальнейшего обучения или трудовой деятельности. А это существенный шаг для достижения основных целей системы образования – повышения уровня образованности молодежи и умения применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Добавить комментарий