Воспитание детей – сложный и длительный процесс. Он начинается с момента рождения ребенка и ведется не только родителями малыша, но и другими людьми, окружающими его. Помимо родителей, большое влияние на воспитание детей оказывают воспитатели в детском саду, а затем учителя в школе. Причем, дошкольное воспитание является фундаментальным, а воспитание детей младшего школьного возраста и подростков более сложно и трудоемко в силу особенностей детей этого возраста.
Следующим после дошкольного этапом взросления ребенка, требующим в воспитании не меньшего внимания, является младший школьный возраст. Это именно тот сложный период, когда ребенок проходит непростой путь от новоиспеченного первоклассника, не имеющего четкого представления о предстоящей учебе, до ученика, достаточно глубоко вникнувшего в учебный процесс, усвоившего первые глубокие знания. Со временем уже не будет различий между сформировавшимися под влиянием дошкольного воспитания привычками, способом мышления и вновь приобретенными навыками общения и познания, возникающими в процессе школьного воспитания.
Образовательный и воспитательный процесс начальной школы выводит развитие ребенка на новый уровень. Развитие познавательного интереса протекает интенсивно и разносторонне. Уровень развития ребенка во многом зависит от особенностей воспитания детей, применяемых конкретным учителем. Любой ребенок имеет стремление к учебе и познанию всего нового, но методы воспитания, приемы обучения и оценки успеваемости ученика во многом влияют на дальнейшее развитие или неуспеваемость. Это именно тот период, когда у ребенка идет окончательное формирование направленности и задатков к отдельным областям знания или искусства. Поэтому первоочередной задачей в этом возрасте является получение знаний не только от преподавателя и родителей, но и формирование навыков, направленных на самостоятельную работу с учебными материалами и книгами.
Фундаментом воспитания ребенка на начальном этапе школьного обучения является поддержка авторитета родителей и, конечно, учителя. Влияние преподавателя на формирование личности ребенка очень большое. Это именно тот период, когда взаимосвязь воспитания и развития очень сильная: уровень развития до сих пор определяет выбор методики обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит уровень развития ребенка.
Значительные изменения в подходе к воспитанию ребенка подросткового возраста, на этапе перехода его из начальной школы в среднюю, происходят за счет постепенного выхода из-под влияния преподавателей и родителей. Задачи воспитания осложняются с возникновением особых физиологических процессов, влияющих на повышение возбудимости нервной системы и, свойственной в этом возрасте, неуравновешенности поведения ребенка.
Это особый период взросления, когда обостряется чувство самостоятельности и взрослости, что приводит к стремлению избавиться от опеки и контроля старших. Круг интересов ребенка-подростка формируется им самим, а не под влиянием родителей. Подростковый возраст – это возраст, когда укрепляются дружеские отношения со сверстниками и для подростка появляются новые авторитеты – как в его близком окружении, так и среди знаменитых и успешных людей или даже героев фильмов и книг. Особенность воспитательного процесса в этот период заключается в проявлении чуткости, понимания и такта, а также уважении индивидуальности подростка, его права на самостоятельность. Важной ступенью для развития подростка может стать проявление интереса к самовоспитанию за счет стремления подражать своему кумиру.
Основные этапы развития ребенка близятся к завершению в старших классах. К этому времени сглаживается значительная часть противоречий подросткового возраста. В воспитательном процессе снова возрастает роль учителя, выступающего в качестве наставника, помогающего сформировать основные взгляды ребенка, проявить и реализовать свои потребности и интересы к отдельным сферам деятельности или профессиям.
Добавить комментарий