Первый год жизни является самым важным в жизни малыша. Именно в этот период закладывается фундамент психического и физического здоровья ребёнка. Фактически первый год жизни определяет его будущее. Малыш должен достаточно гулять на свежем воздухе и много двигаться, полноценно питаться и отдыхать. От качества сна вашего малыша зависит его настроение и активность, а значит и развитие. Необходимо внимательно следить за ходом его развития: вовремя ли он начинает садиться, вставать, произносить первые слова.
Не забывайте и о том, что даже у такого маленького человечка, (как и у человека любого другого возраста) очень высока потребность в эмоциональном контакте, в общении. Причём, в первую очередь, в общении именно с самыми близкими людьми – мамой и папой. Разговаривайте со своим малышом, играйте, радуйтесь вместе с ним.
Известно, что младенец может не только отличить свою маму от других людей, но и способен распознавать её эмоциональное состояние. Поэтому для него очень важны присутствие мамы, её голос и прикосновения. Ребёнок будет чувствовать себя комфортно, когда мама рядом, её движения уверенны, голос ласковый, прикосновения нежные и заботливые.
Взрослые успокаивают своего малыша, используя традиционные приёмы: укачивания, убаюкивания, прибегают к помощи пустышки. Это так называемые средства ритмической стимуляции младенца. Иногда малыш может прибегнуть к средствам самоуспокоения: начать раскачиваться, сосать палец или уголок пелёнки. Это помогает ему успокоиться, когда близкого человека нет рядом.
В конце третьего – начале четвёртого месяца жизни при виде взрослого малыш уже не просто смотрит на него, а улыбается, тянется к нему, гулит – требует общения. Теперь ему уже мало простого присутствия близкого человека – он ждёт эмоционального отклика – улыбки, в противном случае может испытывать беспокойство.
В возрасте четырех-пяти месяцев требовательный крик ребенка начинает постепенно приобретать интонации просьбы. Его внимание легко можно привлечь яркой, звенящей игрушкой. Конечно, наибольшее удовольствие малыш по-прежнему получает от совместной игры со взрослым, но уже начинает играть с игрушками и самостоятельно. Постепенно, по мере приобретения опыта, малыш начинает воспроизводить различные действия со своими игрушками: стучать, бросать, трясти и т.д. На данном этапе развития ему важна именно возможность повторения какого-то определённого действия (возможность получить ожидаемый результат), а не его новизна.
Пятимесячный малыш активно имитирует эмоции взрослых, может копировать выражение лица матери, с удовольствием изучает своё отражение в зеркале. К полугоду малыш уже способен выражать обиду, радость, удивление, смущение, гнев.
Известно, что ребёнка первого полугодия жизни особенно угнетает и беспокоит именно безразличное отношение к нему. Даже разгневанность взрослого не столь тяжела для него в этот период. Но уже в начале второго полугодия жизни выражаемое взрослым неудовольствие вызывает соответствующую реакцию малыша – он хмурится, отстраняется, обиженно плачет. Реакцию взрослых малыш уже воспринимает как оценку собственных действий.
Для возраста восьми месяцев характерно проявление тревоги у малыша при приближении чужих людей и попытке взять малыша на руки – теперь он хорошо различает «своих» и «чужих». В этом возрасте ребёнок уже сильно привязан к матери и ориентируется в своём поведении на её эмоции, поэтому, когда мама уходит, пусть даже ненадолго, чувствует тревогу и растерянность.
Известно, что первые отрицательные реакции, выражаемые новорожденным, связаны с какими-то резкими движениями, быстрым приближением к нему, изменением привычного хода событий. Теперь всё наоборот: малыш весело хохочет, когда его подбрасывают, «догоняют», «бодают» - ребёнку нравится всё новое и неожиданное. Малыш становится всё более любопытным. Именно любопытство заставляет малыша в возрасте 9-10 месяцев исследовать ближнее пространство – появляются первые попытки передвигаться самостоятельно. К концу первого года жизни изменяется и его взаимодействие с игрушками: больше привлекает их новизна, возможность больших манипуляций с ними.
Вместе с навыками передвижения в пространстве важнейшим достижением первого года жизни малыша считается появление первых слов. Как правило, это слова указаний и обращений («мама», «дай» и т.д.), которые координально меняют возможности взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Слово оценивает происходящее с малышом («можно», «нельзя», «бяка», «бо-бо»), регулирует его поведение. Сам малыш вначале использует эти слова лишь для удовольствия и игры.
Подводя итоги, однозначно можно сказать, что к концу первого года жизни успехи в развитии ребёнка очевидны: он приучен к определённому режиму и ритму жизни, может эмоционально взаимодействовать с близкими, активно осваивает новое. Находясь в центре всеобщего внимания семьи (что, безусловно, понимается самим малышом), по их просьбе демонстрирует свои умения, а это, в первую очередь, социально-бытовые навыки: малыш с удовольствием обнимает и целует, прощается, просится на горшок и т.д., а также элементарные игры: «сорока-ворона», «ладушки».
Добавить комментарий