С самого начала, с самого момента своего появления на свет малыш начинает развиваться, познавать окружающий мир, учиться «жить». На него обрушивается огромное количество информации, которую необходимо переработать – воспринять, освоить и «сделать выводы». Важная задача взрослых с первых мгновений направлять и регулировать эти процессы, максимально их упростить. Игры для самых маленьких смогут сослужить отличную службу для выполнения этой нелегкой задачи.
Любая игра, на первый взгляд, самая простая и примитивная, формирует у малыша базу для дальнейшего развития более сложных умений и навыков. Следовательно, любая игра – это своеобразное обучение. А какое обучение будет наиболее эффективным? Обязательно интересное для обучаемого – в нашем случае для маленького участника игры. Поэтому очень важно, чтобы у малыша было благоприятное настроение для проведения таких «мероприятий». Он не должен быть сонным или уставшим, чем-то расстроенным. Ничто не должно его беспокоить, иначе навязываемые игры-занятия могут только усугубить некомфортное состояние. Игры для самых маленьких ребятишек желательно проводить, когда рядом нет ничего отвлекающего – ярких игрушек или книжек, громкой музыки. Если вокруг столько веселых развлечений, будет сложно завоевать внимание малыша. И, конечно же, игра должна быть весьма эмоциональной и сопровождаться веселыми комментариями и потешками, соответствующими возрасту ребенка.
Сложности логопедического характера едва ли не самые частые из «неприятностей», которые приходится преодолевать детям при подготовке к школе. И не будет лишним еще раз обратить внимание на то, что основу для правильного и своевременного развития речи и постановки звуков взрослые закладывают с первых дней жизни ребенка. Даже когда мы не предполагаем, малыши учатся у нас – вначале слушают и наблюдают, затем пытаются скопировать и повторить. Речи это касается в первую очередь. Очень важно помнить об этом и постоянно разговаривать – можно просто перечислять свои действия и объяснять их причины и необходимость. Хорошо, если при этом малыш видит ваше лицо и губы. Понаблюдайте за ним – вскоре он очень забавно будет пытаться своими непослушными губками повторить речевую артикуляцию. Это и есть самые первые занятия по формированию речевых навыков. А дальше – играем!
Итак, мама или папа никуда не спешит, настроение у малыша чудесное. Можно поиграть. С чего начинаем? Конечно же, с приветствия – «привет» или «доброе утро/день/вечер», обязательно сопровождаем своеобразным «рукопожатием», чтобы задействовать максимальное количество органов чувств.
Не надо снова изобретать велосипед – обратимся к старым добрым присказкам и играм, которые использовали наши мамы и бабушки. Первое, что вспоминается: «а где у нас…?». И начинаем вместе с малышом узнавать – а где же у нас глазки и носик, бровки и щечки, ушки и шейка, губки и лобик, ножки и ручки, коленочки и локоточки, спинка и животик. Одновременно с названием «потерянной» части тела любым способом обращаем на нее внимание – целуем или гладим, разгибаем ножку, щекочем животик. Сопровождаем все наши действия обязательной улыбкой.
Другие популярные и известные с самых давних времен игры для самых маленьких «ку-ку» и «по кочкам» не стали менее эффективными от своей «старинности». В первом случае малыш учится осознавать, что предмет или человек, которого в данный момент не видно, все-таки существует: прячем свое лицо за ладони или игрушку за спину. Со временем ребенок будет сам «прятаться» и с веселым восторгом появляться. А прыгая «по кочкам», малыш учится различным способам выражения своих желаний. Ведь при «падении в ямку» игра прекращается и надо как-то дать понять, что хочется еще попрыгать по кочкам-дорожкам.
Когда ребенок уже начинает воспринимать картинки, при чтении стишков и потешек из детских книжек можно подробно описывать иллюстрации к ним. Чаще они соответствуют возрасту «адресатов», поэтому крупные и яркие. При этом можно не просто назвать изображение, но и добавить какие-то свойства предмета или персонажа. Например: это пушистый котик, как он разговаривает? И сразу же ответить: мяу!
Одна из любимых игр для самых маленьких пирамидка-стаканчики – пластиковые стаканчики одной формы, но разного размера вставляются друг в друга, а в обратном порядке формируют пирамидку. Но подобную игру можно провести с малышом еще интереснее – используя обычные кастрюли. Эти предметы будут более привлекательны для ребенка, потому что это «мамины игрушки». Их так же можно вкладывать друг в друга. А можно добавить крышки и подбирать их по размеру кастрюль. А если крышками погреметь или спрятать внутри одной из кастрюлек мячик или другую небольшую игрушку – восторгу не будет предела!
Конечно же, это самые простые и распространенные игры для самых маленьких. Но ограничений здесь быть не может! Ваша фантазия и желание заинтересовать ребенка – это самое главное. Любое интересное занятие будет полезным и веселым.
Автор статьи: Гришина Наталья Анатольевна
Добавить комментарий