Каждая мама, безмерно любящая свое чадо, мечтает видеть его идеальным. Идеал – образ собирательный и возникает в процессе выделения тех или иных «талантов» и «прелестей» других детей, которые хотелось бы «присвоить». Например, один отлично читает в четыре года, другой гениально танцует, пишет стихи, а может, просто послушно выполняет все требования мамы. Но каждый родитель должен понимать, что сейчас жизнь структурирована по-другому, и требования к малышу растут в геометрической прогрессии, а очень многие дети просто к ним не готовы.
Вспомните, вы шли в первый класс в 7, а то и в 8 лет, вряд ли умея читать, писать, считать. Всему этому вас учили в начальных классах. А сейчас в требованиях для средней группы детского сада фигурирует обязательное выполнение звукового анализа слова! Да не каждый взрослый знает, что это, и как его делать. И требования к 6-ти летнему ребенку (а именно во столько сейчас отправляют учиться), приходящему на собеседование для поступления в первый класс (что само по себе нонсенс, не так ли?) те, которые в нашем детстве представлялись для перехода во второй, а то и третий!
Психологи утверждают, что в современных условиях общества развитие психических отклонений встречаются у 70-80% детей. Чаще всего это нарушения эмоционального характера – страхи, агрессия, тревожность, раздражительность, напряженность. Также в современной терминологии и реальности мы встречаемся с понятием – гиперактивность, которое тоже относят к разряду эмоциональных нарушений. Это все последствия научно-технического прогресса: Быстрее! Выше! Сильнее! Задачи, поставленные перед малышом, ему очень часто не по силам, и он «ломается». Существует анекдот: «У Вас 2 высших образования? Хотите ощутить себя глупее? Решите задачу по математике для 4 класса!»
Что же делать большинству родителей (а 70-80% это неоспоримое большинство)? Лечить! Применять терапию! Терапия или оздоровление - нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и восстановления здоровья. Но обычный терапевт здесь бессилен, а к психотерапевту у нас ходить «не принято». Так как помочь любимому чаду?
На сегодняшний день есть масса психологических методик коррекции поведения ребенка, самой «доступной» и «безвредной» из них считается арт-терапия.
Собственно говоря, как уже понятно из названия, это способ (или метод) лечения путем самовыражения в любом виде искусства (рисование, лепка, пение, танцы, сочинение литературных произведений). Это просто возможность переключить свободную энергию на любимый вид деятельности, получение удовольствия от результата, релаксирование, выражение того, что очень часто нельзя высказать словами, своеобразный способ общения и т.д.
Основные показания для применения арт-терапии:
Арт-терапия подразделяется на категории по виду искусства, которое выбрано для лечения. Для деток существует изо-терапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия и хореографическая терапия. Что выбирать родителям – каждый решает сам, исходя из индивидуальных особенностей структуры личности ребенка. Но для того, чтоб читающие статью люди понимали критерии выбора, я поясню особенности и результат каждой из вышеперечисленных методик.
Музыкотерапия подходит всем. Не имеет ограничения по возрасту (используется даже в перинатальном периоде).
Для уменьшения раздражительности, получения ощущения спокойствия и единства с природой используют прослушивание Баха («Кантата №2»), Бетховена «Лунная соната», Франка «Симфония ре минор». Для уменьшения тревожности, неуверенности в себе рекомендуют Шопена и Штрауса (вальсы, мазурки). Для общего успокоения – «Шестая симфония» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Свет Месяца» Дебюси. Против ипохондрии можно использовать записи произведений Безе «Кармен-сюита», «Десятая симфония» Шостаковича. При депрессии - финал «Шестой симфонии» Чайковского, Дворжак «Песнь матери», Шопен – прелюдия (ми минор).
Существует огромное количество литературы на эту тему, поэтому не вижу необходимости перечисления всех возможных психологических отклонений и рекомендаций к их устранению.
Хореографическая терапия подходит для снятия агрессии, для обучения ребенка общению, при гиперактивности.
Изотерапия, напротив, показана детям, которые не нуждаются в выплеске физической энергии, а хотят донести до окружающих свои мысли, чувства, переживания.
А вот игро- и сказкотерапии – это особый вид психологического взаимодействия, проводить его может только лишь опытный детский психолог, который понимает всю ответственность за проделанную психокоррекцию.
Благодаря этим видам лечения дети избавляются от страхов, меняют социальную модель (при необходимости), избавляются от комплексов, повышают самооценку, устраняют чувство неполноценности.
Что же это такое? Это игры или сказки, которые ориентированы на какую-либо проблему, ситуацию в которую попал ребенок, и она находится за гранью его понимания. Для того, чтобы помочь малышу разобраться и решить проблему, просто необходимо грамотно выяснить, что именно его тревожит, понять суть. Существует множество проективных методик – ребенок проецирует свои чувства и переживания (собственные характеристики) на того героя, о котором рассказывает, рисует, играет, сочиняет сказку. У детей нет образных видений (четкий образ в воображении появляется позже). Фантазия для ребенка – связующая нить между фактами, которые происходят, но он их объяснить себе самому не может (не хватает опыта, осведомленности) и допридумывает удобную для него взаимосвязь.
Задача работающего с ребенком специалиста правильно расставить приоритеты, вовремя выявить проблему, грамотно скорректировать сюжет игры или сказки.
Что мы получаем от вышеперечисленных видов терапии? Ребенок понимает, что он нужен, что взрослых интересуют его проблемы, и родители на его стороне. Малыш осознает, что выход есть всегда, понимает и находит себя в социуме.
Обращаться к выше перечисленным методикам необходимо, если:
В любом случае помните, что ребенок нуждается в понимании. Его нельзя заставлять делать что-то помимо его воли. Грамотно объяснить ваши требования, создать правильную мотивацию, побороть все страхи и комплексы, проблемы и переживания – основная задача каждого заботливого родителя!
Автор статьи: Калюжная Елена Эдуардовна
Добавить комментарий