Я думаю, ни для кого не секрет, что всем организмом человека управляет мозг. И то, что у мозга два полушария тоже не новость – одно отвечает за логику, второе за творчество. В идеале, когда они оба достаточно развиты, личность гармонична. А сейчас самое интересное – руки это мозговой тренажер. Если вы одинаково ловко владеете как правой, так и левой рукой значит развитие обеих полушарий в равновесии. Что же делать, для того, чтобы достичь такой желанной гармонии?
Существует множество упражнений для развития рук. Ну, к примеру, любое упражнение на координацию частей тела (мах левой ногой, хлопок по ней правой рукой; попеременное зажатие противоположными руками носа и уха). Можно писать в зеркальном отражении, можно писать не свойственной вам рукой (для левшей - правой, для правшей – левой), можно устроить групповую терапию и кидать мяч, играя в «съедобное – не съедобное», разными руками (съедобное – правая, не съедобное – левая). Но это годится для взрослых, которые четко знают право и лево, уверенно стоят на ногах, пишут. А что же делать малышам? Для них придумали пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика для детей также представлена большим разнообразием упражнений, но более всего среди дошкольников популярны пальчиковые игры. Игра, как основная (ведущая) деятельность дошкольника – самое простое, что можно придумать. Во время пальчиковой игры ребенок тренирует взаимосвязь между правой и левой ручкой, а значит между полушариями мозга. Повторяя движения за взрослым, малыш развивает мелкую моторику, координацию движений, активизирует память, получает положительные эмоции.
Все упражнения (игры) делятся по возрастным особенностям на: ранние (до 2 лет); ясельные (2-3 года); для младшей (3-4 года), средней (4-5 лет) и старшей групп (5-7 лет).
Для начала ребенок знакомится со строением рук, пальчиками, их особенностями и возможностями. Вместе с мамой можно пробовать делать фигурки из рук (ты будешь головкой и ушками зайчика, а я тельцем). Здесь необходима мамина фантазия и все новые, более сложные задания.
В ясельном возрасте добавляется энергичность, движения становятся резкими, быстро сменяют одно другое («Приготовим тесто», «Капуста», «Замочек»). Добавляется фантазия малыша. Мама или педагог (пальчиковая гимнастика в детском саду в настоящее время широко распространена по всему миру) читает стихотворение, а малыш пытается изобразить из ручек главного героя. Если делать это в группе детского сада или большой семьей, то можно «ставить» целые сказки.
Дети младшего дошкольного возраста используют игры, где участвуют уже 2 руки, причем каждая делает свое (одна изображает тело, другая голову, на примере того же зайца), руки меняются в процессе игры между собой. Что в этой, что в предыдущих группах обязательно производится массаж ручек, сгибание-разгибание пальчиков, похлопывание, поглаживание.
Деткам средней дошкольной группы предлагается выполнять движения правой и левой рукой попеременно (и одинаковые, и разные), создавать из пальчиков фигуры, сгибать и разгибать пальчики обеих рук (то вместе, то по очереди), выполнять фигуру из разомкнутых и сомкнутых пальчиков. Вместо коллективного разыгрывания сценария доступным становиться моноигра (все роли выполняет один ребенок, а взрослый просто читает слова автора).
В старшей группе задание усложняется добавлением дополнительных предметов (лоскут ткани, карандаш, кубик). При оценке выполнения обращается внимание на качественное составление фигурки. Так же используется пальчиковый театр (одевание на руку специальных кукол, которые управляются пальчиками, либо умелое использование ручек ребенка) для показа целых спектаклей.
Еще для тренировки пальчиков используют мелкие предметы, детали, составление из них чего-либо (из цветных палочек или спичек – буквы, цифры, геометрические фигуры, из разноцветных пуговиц или кусочков ткани – мозаики, сбор мелких пазлов).
Как видите, сколько бы ни было вашему чаду, пальчиковая гимнастика для детей - доступный и удобный вид развития мозговой активности, мелкой моторики рук, памяти, фантазии. Учите его и учитесь сами, ведь как говорят философы – взрослому до ребенка еще надо дорасти!
Добавить комментарий