Ребенок, достигший шестилетнего возраста, теоретически готов к школьному обучению. Но сталкиваясь с действительностью на практике оказывается, что это не всегда так. Психологи, да и педагоги, рекомендуют начинать обучение в школе по достижению семилетнего возраста. Зачастую родители не задумываются, готов ли их ребенок к школе. Просто ведут его в первый класс. Но тут может возникнуть конфликт между возможностями ребенка, его ожиданиями от школы и реальностью. Задача родителей, психологов и педагогов – проверить готовность к школе, как психологическую, так и социальную и интеллектуальную.
Ребенок, готовый к школе в социальной сфере, хочет и способен общаться с детьми, может принимать определенные правила и подчиняться им, у него имеется необходимый набор личностных качеств для взаимодействия с другими людьми. У ребенка формируется новая для него позиция школьника. В этом формировании должны помогать родители, объясняя, что новый статус очень важен, и этим надо гордиться.
И, пожалуй, основная готовность, которая должна быть сформирована к началу школьного обучения - это интеллектуальная. У ребенка должен быть определенный уровень развития психических процессов (представления, восприятия, памяти, речи, мышления, воображения). Ребенок должен быть способен к обобщениям, к нахождению элементарных причинно-следственных, пространственно-временных связей.
Для определения каждой готовности ребенка существует ряд методик. Некоторые из них родители могут использовать самостоятельно, некоторые – под наблюдением психолога в дошкольном учреждении. Один из способов – попросить ребенка нарисовать мужскую фигуру (дядю). В этом задании не важны художественные способности, главное насколько правильно ребенок представляет себе образ человека. Отличный результат, когда прорисованы все части тела, лицо, руки с пятью пальцами и одежда, выдающая мужской пол. Определить развитие тонкой моторики, зрения и координации поможет срисовывание группы точек. Если ребенок повторяет шаблон лишь с небольшими отклонениями, или вовсе без них, потенциал к обучению высок. Заучивание десяти слов и их воспроизведение в нужном порядке определит уровень развития таких процессов памяти как сохранение, воспроизведение и, конечно, запоминание.
Эти несложные методики каждый родитель может провести в домашних условиях и получить общую картину о готовности своего ребенка к учебе в школе. Но более подробно и профессионально в этом поможет детский психолог, который, помимо констатации уровня развития, выдаст рекомендации к улучшению результатов.
Автор статьи: Кретов Игнат Викторович
Добавить комментарий