Всем родителям хочется, чтобы их ребенок скорее научился читать. Это сделает малыша самостоятельнее и высвободит время у родителей. Кроме того, с освоением чтения, кругозор ребенка начнет развиваться быстрыми темпами.
Четыре года – возраст, когда следует начинать обучать ребенка чтению. Однако ориентируйтесь на уровень развития устной речи. Если речь вашего ребенка состоит из развернутых предложений, если он четко слышит каждый звук в слове, то он готов учиться читать.
У каждого ребенка свой темп освоения нового материала. Предположим, ребенок хорошо выражает собственные мысли, но при изучении азбуки вы затормозились на второй странице. Ни в коем случае не раздражайтесь и не сердитесь на малыша. Скорее всего, ребенок еще не готов психологически к таким нагрузкам. Отложите ненадолго обучение.
Наиболее популярное методическое пособие по обучению чтению – «Букварь», автор Жукова Н.С. Достоинства данного пособия неоспоримы. Родители самостоятельно могут давать ребенку материал. В помощь им внизу каждой страницы даются важные указания, на что именно нужно обратить внимание. В основе учебника лежит принцип «от простого к сложному». Более того, автор предлагает обучение методом объединения в один слог двух букв. Все слова в «Букваре» разбиты на слоги. Это значительно облегчает сам процесс чтения.
Еще одним зарекомендовавшим себя пособием является «Азбука». Автор Жукова О. разработала ряд обучающих книжек для малышей, которые отличаются своеобразной подачей материала и красочными иллюстрациями. В качестве примера можно привести «Азбуку для мальчиков» и «Азбуку для девочек», дидактический материал в которых подобран в соответствии с половой принадлежностью. Для малышей 2-3 лет автор выпустила «Азбуку для малышей с крупными буквами». Перед тем как познакомиться с буквой, малыш детально знакомится со словом-символом. Слова подобраны из окружающей ребенка действительности, и не вызывают у него затруднений с пониманием их значения. Затем ребенка знакомят с глаголами (например, сидит, смотрит, ест…). Далее слова складывают в простые предложения, подкрепляя их соответствующей картинкой. От урока к уроку начинают появляться задания. Малышу предлагают из кусочка веревки или из пластилина сделать образ буквы. Когда ребенок запомнит, как выглядит буква, начинают ее читать, сначала отдельно, а потом в слогах.
В отличие от методики обучения чтению традиционным методом по книгам, есть методика Зайцева, основанная на важнейшей для ребенка деятельности – игре («кубики Зайцева»). Это удобоваримая для ребенка методика, которую оценили многие родители. Играя, дети меньше утомляются, чем при неподвижном изучении букваря. Многое в развитии ребенка зависит от того, как он научился читать, делал ли он это с удовольствием или пересиливая себя. Когда ребенка неправильно обучают, у него в дальнейшем может возникнуть отвращение к чтению и русскому языку. По этой методике дети не учатся складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Здесь вообще целенаправленно не учат буквы. Дети знакомятся с ними и запоминают благодаря выполнению разнообразных заданий и игр с кубиками и таблицами, на которых написаны слоги (склады): гласная + согласная буквы. Набор заготовок для кубиков можно приобрести в специальном магазине и самим склеить их. Кубики отличаются друг от друга. Есть легкие, тяжелые, большие, маленькие; одни звенят, другие издают глухой звук, третьи гремят. Так, например, с их помощью изучают звонкие и глухие согласные. В отличие от других методик звуки не произносятся, а пропеваются. После кубиков нужно переходить на книги, чтобы ребенок не привык ориентироваться лишь по кубикам.
Добавить комментарий