В предыдущей статье нами была затронута тема накопления лексической базы дошкольников, на этот раз мы затронем не менее важный вопрос, касающийся развития речи у детей. Этот вопрос особенно актуален для детей, которые готовятся к поступлению в первый класс.
Подавляющее количество малышей, которые готовятся к школьному обучению, способны четко выговаривать звуки, имеющиеся в родном языке. Однако у некоторых деток все же возникают проблемы при произношении звонких или шипящих звуков. Эти, рассмотренные выше виды звуков можно сгруппировать по принципу артикуляционного и акустического сходства.
Это первоначальный этап, с которого начинается работа по развитию речи. Безусловно, если у вашего малыша возникают устойчивые затруднения при произношении тех или иных звуков, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Дефектолог поможет исправить речевые дефекты у ребенка. Хотя, взрослые также могут постараться самостоятельно справиться с проблемой неправильного произношения звуков, уделяя больше времени занятиям.
Для ребенка дошкольного возраста уместно применение различных игр и упражнений, ориентированных на развитие речи и формирование четкого произношения звуков. Обычно затруднения возникают при произношении свистящих звуков. Например, звук «ш» выговаривается как «с», «ч» как «ц». Продолжим перечисление: «щ» как « сь », а «ж» как «з».
Кроме того, трудности произношения могут выявиться и при обучении произношению глухих или звонких звуков, либо мягких и твердых, либо таких звуков как «р» и «л». Работу с такими малышами следует начинать с коррекции неправильного произношения звуков. Потом необходимо закрепить достигнутые успехи при помощи проговаривания фраз и слов, в составе которых содержатся звуки, вызывающие затруднения, а также нескольких других звуков, сходных по своему звучанию.
Иногда бывает, что ребенок способен четко и правильно произнести сам звук, но не может его выговорить, если он входит в состав слова. В таком случае надо тренироваться в произношении слов и фраз, содержащих этот звук в различных составных частях (начало, середина, окончание) самого слова.
Можно посоветовать, родителям включать в занятия с ребенком упражнения, связанные с проговариванием фраз, либо отдельных слов шепотом. Эти занятия окажут позитивное влияние на формирование четкой артикуляции. Этот метод также можно использовать и для заучивания стишков. Таким образом, происходит стимулирование развития речевого аппарата и более быстрое запоминание текста.
Кроме того, активное развитие речевого слуха помогает малышу более правильно и четко выговаривать звуки. Важно, чтобы ребенок понимал, чем отличаются похожие по звучанию звуки. Вырабатывать подобные навыки помогут занятия с использованием звуков, которые ребенок чаще всего слышит в стихотворных рифмах (краса - глаза). Малыш должен, понять какие звуки входят в состав разбираемых слов, в приведенном нами примере это «с» и «з». На данном этапе вполне оправданно применение картинок, либо игрушек, которые символизируют те или иные слова. После успешного выполнения заданий такого рода, предложите ребенку самостоятельно придумать аналогичные пары слов, где встречаются те же звуки.
Следующее упражнение – родителям нужно прикрыть рот рукой, бумажным листом и по очереди произносить звуки, похожие друг на друга («с» и «ш», либо «ж» и «з»). Задача ребенка состоит в том, чтобы определить какой звук произносится, и повторить его произношение.
Другая игра – ассоциации. Взрослый длительно и протяжно произносит какой-либо звук (например, «ш»). Затем изображает животное, издающее этот звук (змея). После ребенок выполняет тот же самый алгоритм действий, что и взрослый (подбирает звук и соответствующего животного - «з» и комар).
Уделяйте больше времени чтению стихов и разбору тех звуков, которые вызывают затруднения при произношении.
Все эти упражнения на развитие речи, рассмотренные выше, призваны помочь малышу понять свои ошибки и при помощи родителей их скорректировать.
Добавить комментарий