Понятие «школьная зрелость» подразумевает под собой развитость познавательных потребностей. Необходимо сформировать у ребенка целый ряд качеств, который образует умение учиться. Это произвольность поведения, умение принимать правила и следовать им, умение слушать и слышать другого человека, следовать инструкциям, согласовывать свои действия.
В личностную активность входят сформированность навыков общения, самостоятельность, активность. Мотивационная готовность определяется характером отношения ребенка к обучению. Развитие познавательных функций (внимания, памяти, мышления) также является важным компонентом подготовки ребенка к школе.
Подготовка к школе детей дошкольного возраста начинается с формирования мотивации учения. Развитая мотивация учения предполагает наличие у ребенка желания встать на новую ступень в обществе, занять уважаемое общественное положение и готовность ради этого прилагать значительные усилия.
Сформированность учебной мотивации будет зависеть от того, как принимают ребенка взрослые в период, когда осуществляется его подготовка к школе, насколько они серьезно относятся к его деятельности, как поощряют успехи и помогают при неудачах. Родителям важно помнить, что мотивация формируется тогда, когда с любой или особенно трудной деятельностью, ребенок справляется и находится в ситуации успеха.
Важнейшей функцией мотивации является произвольность поведения. Этот параметр требует обязательной специальной работы по ее развитию в период, когда осуществляется подготовке к школе детей дошкольного возраста. Под произвольностью поведения понимают:
- умение детей сознательно подчинить свои действия установленным правилам;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать, смотреть и выполнять задание.
Все эти умения формируются в игре, поэтому основным видом деятельности на занятиях по подготовке ребенка к школе должна стать игра с установленными правилами.
Так как игра для дошкольника является делом привычным, в ней быстрее и легче формируются произвольные умения. Ну и, конечно же, произвольность поведения формируется в заданиях учебного типа. Важно, чтобы ребенок научился ставить цель, отвечать на вопросы: «Что я делаю? Зачем я это делаю? Как я делаю? Что я хочу получить в конце?». Эти вопросы надо включать в каждое задание, предлагаемое детям. В процессе подготовки к школе необходимо помочь осознать ребенку, что в школе учиться интересно, увлекательно, но в тоже время трудно. Но у него есть умения и качества, которые помогут ему преодолеть трудности, и что он всегда может обратиться за помощью. Следовательно, ребенка необходимо учить сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Взаимодействие с другими — следующее направление подготовки ребенка к школе. Ребенка надо учить знакомиться, представлять себя, работать в парах и группах, задавать вопросы, просить о помощи.
К важнейшему направлению подготовки к школе следует отнести формирование предпосылок учебной деятельности. Необходимо научить ребенка принимать инструкцию, планировать свою работу. Эффективны при формировании предпосылок учебной деятельности: графический диктант, составление схемы рассказа, предложения, разметка листа бумаги, вырезание шаблона и т.п. Развитие познавательных функций будущего первоклассника также является важным компонентом подготовки к школьному обучению. В развитии нуждаются умение сосредоточить внимание на конкретном материале, способность использовать специальные приемы запоминания, умение обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, классифицировать объекты и понятия. Это именно те функции, на которых базируется учебный процесс. Здесь можно предложить игры и задания для развития психических процессов и мыслительных операций («Говори наоборот», «Что изменилось?», «Составь рассказ», «Запутанные картинки», «Сравни картинки» и т.п.).
Одним из направлений подготовки ребенка к школе является формирование школьно-значимых психофизиологических функций. К ним относятся:
- фонематический слух, развитие артикуляционного аппарата (речь правильная, отчетливая);
- развитие мелкой моторики;
- ориентация в пространстве, скоординированность движений (хорошо ориентируется в пространстве, подвижен);
- умение ребенка правильно перенести в тетрадь простейший графический узор, воспринимаемый с доски, т.е. координация в системе глаз-рука.
Готовя ребенка к школе, кроме развития указанных новообразований, нужно помнить о том, что ожидание чего-то значительного в жизни человека (а поступление в школу значительное событие в жизни ребенка) связано с переживанием страха, тревоги, неизвестности. Поэтому важно показать ребенку его сильные стороны, опираться на его успехи и оказывать помощь там, где ему трудно. Необходимо развивать у ребенка уверенность в себе и снимать эмоциональное напряжение. Готовый к школе ребенок – это не ребенок, который умеет читать, писать и считать, а ребенок, умеющий и желающий этому учиться.
Добавить комментарий