Процесс воспитания ребенка не может быть полноценным без присутствия развивающих игр. Подобные игры направлены на развитие мышления, воображения и творческих навыков. Естественно игры разные для детей до 3 лет и старших дошкольников, потому что понятия и умения этих детей отличаются.
К 6 годам ребенок умеет уже различать предметы по цвету и форме, он умеет разговаривать, выражать свои мысли и использует активно свою речь для познания окружающего мира. В этот период уделяется особое внимание развитию логического мышления, ведь ребенок уже постепенно готовится к школе. Поэтому развивающие игры для детей 6 лет должны удовлетворять их потребностям, быть направлены на концентрацию внимания, развитие навыков правильного общения в социуме и общее интеллектуальное развитие. В этом возрасте ребенок очень любит играть, поэтому все обучающие игры не должны представлять собой сугубо учебный утомляющий процесс. Так можно отбить у ребенка желание и рвение к познанию.
Условия развивающей игры
По достижению ребенком 6 лет он набирает уже некоторый жизненный опыт, который выражается в потенциальной реализации своих умений. Чтобы решить задачу дошкольного воспитания по активации сознания малыша применяют специальные развивающие игры, которые имеют ряд основных принципов и особенностей.
- Любая игра, направленная на воспитание ребенка предполагает совместное времяпровождение детей и взрослых. Именно взрослые люди объясняют им суть и правила игры на наглядных примерах, пробуждая тем самым детский интерес и вовлекая в игровой и воспитательный процесс.
- В игре должно содержаться два вида правил – правила общения с участниками процесса и правила выполнения действий. Первые направлены на сближение, объединение и доброжелательное взаимоотношение сверстников, способность наблюдать и анализировать свои и чужие действия, а также они приучают к ответственности и сопереживанию. Вторые – на работу детей с предметами и их передвижение в пространстве. В совокупности эти правила приучат малыша к ответственности, организованности и вниманию.
- Игра, предложенная ребенку – дошкольнику должна быть уже в готовом виде, приниматься им полностью и активизировать его действия. Свидетельством того, что игра понравилась ребенку будет просьба ее повторного проведения и самостоятельное выполнение действий. Игра будет выполнять свою развивающую функцию, если действительно полюбится малышу.
- Развивающие игры для детей 6 лет должны приносить им новые положительные эмоции, умения, способствующие общему эмоциональному и психическому развитию личности.
- Игры должны соответствовать общему уровню развития дошкольников и индивидуальным особенностям детей в группе и включать в себя последовательные этапы.
- Любая развивающая игра исключает возможность вовлечения ребенка в ее процесс с помощью насильственных действий (угроз, запретов, наказаний). Нельзя заставлять совершать того, что он не желает выполнять, либо к чему еще не подготовлен. Такое поведение со стороны воспитателя может только навредить воспитательному процессу. Недопустимо также требовать запоминание правил игры или движений, если ребенок не понимает смысла, полностью исключается грубый тон и грубость по отношению к детям.
- Доброжелательность со стороны педагога – одно из самых эффективных средств воспитательной работы, поэтому в ходе обучения игре, ни в коем случае нельзя допускать грубость и требовательный тон.
Виды развивающих игр для дошкольников
Существует большое разнообразие развивающих игр, среди которых можно выделить дидактические, конструктивные, художественные, подвижные игры. Но наиболее интересной для ребенка старшего дошкольного возраста является ролевая игра. Дети 6 лет очень любят примерять на себя различные социальные роли. Подобная творческая игра отражает восприятие ребенком окружающей среды и включает в себя комплекс разнообразных действий, а не отдельные движения. Ролевая игра не имеет строгих правил, дети часто вносят в нее много собственных фантазий, и ход игры продиктован временем, в котором живет ребенок. Ролевые развивающие игры для детей 6 лет направлены на обогащение и развитие их познавательных способностей и представляют собой коллективную деятельность, в которой тесно сотрудничают все участники процесса. В ходе развития детей изменяется и сама игра, и задача педагога задать ей и детской группе участников правильное направление. С помощью творческой фантазийной игры дети могут быть наделены властью, которой лишены в повседневной жизни, справляться со многими трудностями и страхами, играя, например, в больницу, где есть доктор и пациенты.
Не менее популярными в последнее время становятся онлайн игры и другие всевозможные компьютерные развивающие игры для детей 6 лет. Они во многом облегчают жизнь маме в повседневной жизни, так как можно ненадолго увлечь ребенка самостоятельной полезной деятельностью. Подобные игры также направлены на развитие памяти, внимания, воображения и научат счету и другим важным моментам для дошкольника. Однако здесь надо помнить, что нельзя долго сидеть ребенку за компьютером, подобные занятия должны быть четко структурированы, систематизированы и на них должно отводиться конкретное количество времени в сутки.
Автор статьи: Ушакова Юлия Владимировна
Добавить комментарий