Русские народные сказки можно смело назвать энциклопедией русского народа, раскрывающей суть его истории, быта, мировоззрения. Сказки переходят от поколения к поколению, передавая мудрость и понятия о моральных устоях целой нации.
С самого раннего детства, когда ребенок только начинает познавать жизнь, он вступает в дивный мир сказок. Там он впервые встречается с добром и злом, горем и радостью, учится сопереживать и побеждать свой страх. Герои сказок становятся для него такими знакомыми и любимыми, причем любовь эта не проходит с возрастом. Многие взрослые не перестают читать русские народные сказки и получать наставления через них для решения своих повседневных проблем. Это становится возможным благодаря жизненности сказок и мудрости их героев.
У каждой эпохи свои сказки. Сказать, когда появилась первая - очень сложно, но известно, что изначально сказочными героями были природные явления Солнце, Ветер и Месяц.
В русских народных сказках для детей можно выделить три условные тематические группы: сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В русских народных сказках о животных мы знакомимся, в основном, с миром лесных обитателей, символизирующих положительные или отрицательные черты человеческого характера. Так, лиса ассоциируется с хитростью, медведь – с глупостью и силой, волк – с жестокостью и коварством, зайчики – с беззащитностью, муравьи – с трудолюбием. В бытовых сказках речь идет о реальных людях. Эти русские народные сказки для детей считаются самыми молодыми. Их герои – солдат, поп, барин, мужик. В волшебных русских народных сказках для детей всегда есть либо Баба Яга с Кощеем, либо сказочные предметы, такие как дубинка-самобойка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.
Начинаются русские народные сказки с зачина («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»), затем идет основная часть и концовка. Если основная часть повествует конкретную историю, относящуюся только к этой сказке, то концовка может повторяться в разных сказках. Например: «стали они жить-поживать, да добра наживать».
С детства нам известно, какие герои сказок положительные, а какие – отрицательные. Мы можем назвать черты этих героев, зная их имена. Так, например, Баба Яга для нас – злая, страшная старуха. Кощей Бессмертный – костлявый злой старик, ворующий людей. Змей Горыныч – огнедышащий дракон, служащий злым силам. Эти герои – воплощение зла. В русских народных сказках для детей они всегда проигрывают.
Со злом ведут борьбу любимые герои сказок. Среди них – Иван-царевич, бесстрашный защитник слабых. Он всегда выходит победителем (например, сказка "Иван Царевич и серый волк"). Его могут звать также Иван – крестьянский сын или Иван-дурак. Женские характеры представлены в образах Елены Прекрасной, Василисы Премудрой. Их отличительные черты - красота, ум, доброта и трудолюбие. Любимый герой бытовых сказок – солдат. Он всегда весел, находчив и смел. Побеждает в русской народной сказке всегда добро. Те, кто притесняет народ в реальной жизни, всегда терпят поражение. Например, мужик одерживает верх над барином, а поп проигрывает своему работнику.
Русские народные сказки для детей очень мелодичны по звучанию. Плавный напев сказок появляется благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам: петушок, солнышко, девица. Ту же функцию выполняет перестановка местами прилагательных и существительных (красавица писаная, солнце красное), а также усилительно-выделительные частицы (что за…, вот так…). Сказки характеризуются также усеченными формами прилагательных и глаголов. Например: красно солнце, буйна голова, хвать (вместо "схватил").
Как уже упоминалось, сказки любят все. Но для каждого возраста ребенка – своя сказка. В два года малышу будет интересно услышать «Репку» или «Колобка». Затем можно переходить к сказкам о животных. До 6 лет дети не имеют четкого разделения между сказкой и реальностью, поэтому, читая, нужно пропустить страшные моменты. Не исключено, что после прочтения сказки «Колобок», ваш малыш пожелает испечь колобка, а «Каша из топора» вызовет у него желание сварить и попробовать такое блюдо. К шести годам ребенок уже разделяет реальную жизнь и сюжет сказки, поэтому можно не исключать пугающие эпизоды и обсуждать их.
К семи годам интерес к сказкам начинает уменьшаться. Но они не забываются. Когда младших и старших школьников просят пересказать сказку на их выбор, они замечательно справляются с этим заданием. Особенно запоминаются истории о волшебстве. Интересно, что «Красная шапочка» или «Белоснежка» относятся детьми к народному творчеству, хотя у них есть автор.
Таким образом, русские народные сказки оставляют след не только в сердце каждого ребенка, но в сердце целой нации. Они воспитывают, обучают, открывают мир, учат отношениям между людьми и отношению к реальности. Без сказки не выросло еще ни одно поколение.
Автор статьи: Иванова Татьяна
Добавить комментарий