Общеизвестно, что классическая музыка для детей, написанная великими композиторами, способна повысить интеллектуальный уровень ребенка, оказать существенное влияние на скорость развития речи и даже помочь в лечении заикания у детей дошкольного возраста. Помимо этого классические композиции помогают лучше усваивать иностранные языки и другие сложные предметы школьникам, развивают память и воображение.
Дети, в большинстве своем, очень легко и с радостью воспринимают классическую музыку, поскольку в ней содержится множество эмоций, понятных детям. Игривая музыка побуждает к движению, легкие и сдержанные фортепианные и струнные композиции успокаивают нервную систему ребенка, а звуки флейты и свирели повышают настроение. Дети способны при прослушивании музыки улавливать образы, тем самым развивая фантазию, абстрактное мышление и внимательность. Особенно велико влияние классики на эмоциональное состояние ребенка. Классическая музыка для детей, звучащая в популярных мультфильмах, сказках и театрах является очень важной составляющей в формировании будущей личности, поскольку она помогает развивать коммуникативные навыки.
Исследователи музыкотерапии давно говорят о том, что каждый композитор привносит в музыку свою особую энергетику, поэтому при прослушивании разных композиторов можно уловить совершенно противоположные влияния тех или иных композиций, поэтому классическую музыку часто используют для урегулирования психоэмоционального состояния детей.
Для того чтобы успокоить ребенка, уменьшить присутствующее чувство тревоги и неуверенности, рекомендуется слушать вальсы Штрауса, Шопена и Рубинштейна. Также успокаивающим эффектом обладают композиции Бетховена, Шуберта и Брамса.
От бессонницы прекрасно помогают практически любые классические медленные вальсы, среди которых особенно легко воспринимаются детьми «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, и, несомненно, любимое и узнаваемое детьми «Утро» Чайковского.
Для снятия тревожности у ребенка прекрасно подойдут мажорные композиции, обладающие темпом ниже среднего. Среди таких композиций можно выделить мазурки и прелюдии Шопена и вальсы Штрауса.
Прекрасно улучшает настроение музыка Чайковского, а поднимает жизненный тонус и увеличивает активность музыка Моцарта и Хачатуряна и различные ритмичные бодрящие марши, такие как, «Марш оловянных солдатиков» Чайковского, Венгерская рапсодия № 2» Листа и увертюра «Эгмонт» Бетховена. Также для поднятия настроения прекрасно подойдут «Времена года» и «Маленькая симфония» Вивальди и некоторые самые яркие отрывки из оперы «Кармен» Бизе.
Для концентрации внимания лучше всего использовать композиции Чайковского, Дебюсси и Мендельсона.
Классическая музыка для детей условно подразделяется на несколько групп, так как различные музыкальные композиции лучше усваиваются детьми в определенном возрасте. Чем младше ребенок, тем проще по восприятию должна быть музыка. Маленькие дети хорошо понимают и любят «Детский альбом» Чайковского, особенно такие характерные пьесы, как «Болезнь куклы» и «Марш оловянных солдатиков». Дети не просто способны узнать данные композиции при повторном прослушивании, но и описать их содержание и характер. Особенно легко детьми младшего возраста усваиваются сказочные образы Мусоргского «Избушка на курьих ножках» и Грига «В пещере горного короля». Маленькие дети любят музыку, рассказывающую историю яркого персонажа, которому хочется подражать. Поэтому «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргского, пьесы «Слон», «Длинноухие» Сен-Санса и «Бабочка» Куперена вызывают у детей особый восторг.
Дети постарше начинают глубже понимать содержание музыки, но их по-прежнему, в большинстве своем, притягивают сказочные композиции: «Марш Черномора» Глинки, «Полет шмеля» Римского – Корсакова, «Танец эльфа» Грига, фрагменты из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и « Спящей красавицы» Чайковского. Но помимо восприятия общего характера музыки, дети начинают выделять отдельные инструменты и даже части произведений, понимая, что в симфонической музыке обязательно присутствуют медленные и быстрые части, что в каждом произведении присутствуют своя кульминационная часть (чаще всего самая ожидаемая детьми) и даже различают повторяющиеся лейтмотивы, которым могут сами давать названия и придумывать, что в данный момент происходит с персонажами, описывать их чувства и эмоции. Дети постарше начинают легче воспринимать более серьезные по своему содержанию, но обязательно характерные произведения: «Танец с саблями» Хачатуряна, «Тройка» и «Романс» Свиридова, «Времена года» Вивальди, «Романс» Шостаковича и его 7 симфонию.
Классическая музыка для детей является незаменимым помощником в воспитании ребенка. Помимо положительного влияния на эмоциональное и физическое состояние детей, классическая музыка помогает привить хороший вкус и чувство прекрасного.
Автор статьи: Лидделл Анна Сергеевна
Добавить комментарий