Воспитание – довольно сложный и кропотливый процесс, от правильной организации которого зависит то, в каком русле будет в дальнейшем развиваться личность. Главенствующие роли в воспитательном процессе всегда отдавались различным социальным институтам: дошкольному образовательному учреждению, школе, семье и т.п. Но не стоит забывать и про роль ребенка в воспитании ребенка.
В последнее время все чаще можно услышать о проблеме развития самоактивности подрастающей личности. Так, в современной педагогике акцентируют внимание на том, что ребенок не должен быть объектом воспитания, которого все время направляют и воспитывают учителя, педагоги, родители и воспитатели, максимально наполняя его необходимыми знаниями и обучая правильным моделям поведения. Сегодня ребенок должен восприниматься в первую очередь как активный субъект своего развития и воспитания. Только при таком подходе воспитание будет максимально эффективным, а как результат – получим активную, самостоятельную и целостную личность.
Значение самовоспитания
Особая роль ребенка в воспитании ребенка отводится в процессе самовоспитания. Многие педагоги и психологи подчеркивают, что успех в развитии и формировании высокоморальной личности зависит, прежде всего, от включенности в данный процесс самого воспитуемого. Тут следует вспомнить споры многих психологических и педагогических школ о роли наследственности и социума в воспитании человека. Сколько бы времени не велись эти дебаты, в итоге все приходят к одному и тому же выводу – важным в развитии и воспитании личности является не только наследственность и социальные условия, но и собственная активность человека (его направленность).
Деятельность ребенка, направленная на формирование собственной личности, находит свое проявление именно в процессе самовоспитания (сознательная, целеустремленная и саморегулируемая деятельность воспитуемого). Целью самовоспитания является наиболее полное раскрытие ребенком собственного потенциала и продуктивное формирования своих лучших человеческих качеств.
От чего зависит и как формируется у ребенка стремление к самовоспитанию? В первую очередь это зависит от родителей, ведь именно они являются первыми воспитателями с момента появления малыша на свет. Именно они наравне с воспитателями и педагогами закладывают основу будущей личности.
Следует подчеркнуть, что роль ребенка в воспитании ребенка уже определяется в дошкольном возрасте, когда родители начинают формировать у него ответственность, самостоятельность и правильное восприятие мира. Примерно к 5-летнему возрасту у детей активно формируется совесть, что является основополагающим в морально-нравственном развитии личности. Именно в этот момент различные методы и приемы воспитания оказывают наиболее существенное влияние на подрастающую личность. Но родителям следует помнить, что если они будут относиться к своему чаду только, как к объекту воспитания, то есть сами определять что лучше для него, не учитывая желания и внутренние тенденции самого воспитуемого, то в будущем этом может привести совершенно не к тому результату, который ожидался. Такой ребенок будет всю жизнь полагаться на мнение других, не проявляя инициативность и самостоятельность в принятии решения в различных жизненных ситуациях.
Основные правила развития активной позиции ребенка в процессе воспитания
- В первую очередь родителям нужно избегать гиперопеки, которая формирует пассивную личность. Такому малышу с ранних лет уделяют чрезмерное внимание и заботу (убирают его игрушки, кормят долгое время из ложечки, завязывают шнурки и одевают даже тогда, когда он может это сделать самостоятельно). В этом случае необходимо пересмотреть свое отношение к малышу и постараться определить, какая роль ребенка в воспитании ребенка должна ему отводиться. Здесь следует дать ребенку возможность проявлять свою самостоятельность. Но если ребенок уже привык, что за него все делают и не хочет сам одеваться или кушать, нужно объяснить ему, как важно быть самостоятельным, ведь он уже взрослый и может все сделать сам (не забывайте хвалить своего малыша за каждое, даже самое маленькое достижение).
- Не следует сильно часто жалеть ребенка, так это делает его слабым и беспомощным. Учите его справляться с жизненными трудностями, анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения (например, если ребенка кто-то обидел, попробуйте вместе с ним проанализировать произошедшее и понять, кто же все-таки был прав, а кто нет и почему). Но также не следует быть слишком суровыми и черствыми, так вы не сможете воспитать у ребенка чувство сострадания.
- Родители должны давать ребенку возможность самостоятельно выбирать. Первая такая альтернатива может быть самой простой, например, какую рубашку надеть или что лучше съесть на ужин. Через определенный промежуток времени этот выбор будет гораздо значительнее. Так, если родители решают отдать своего ребенка в спортивную секцию или кружок, следует спросить его мнения: куда он хочет, что ему нравиться, почему он хочет пойти на занятия айкидо, а не на танцы и т.п. Именно в этом и будет определяться роль ребенка в воспитании ребенка, ведь он будет активным участником этого процесса.
- Иногда стоит меняться ролями с ребенком, давая ему возможность помогать родителям, проявлять сочувствие, заботу и любовь. Так ребенок будет чувствовать свою ответственность и самостоятельность, и соответственно начнет принимать более обдуманные решения. Таким образом, родители будут учить ребенка не только постоянно что-то брать, но и отдавать.
Для формирования самоактивности ребенка в воспитательном процессе также нужно помнить, что:
- у ребенка должны быть свои обязанности в доме (вытирать пыль, поливать цветы кормить щенка и т.д.);
- следует формировать у ребенка лидерские качества, стимулировать и поощрять его стремления;
- нужно давать ребенку возможность выражать свое мнения по тем или иным вопросам (таким образом, родители стимулируют развитие у него независимости);
- необходимо учить ребенка самостоятельно принимать решения, а для этого родителям нужно ему доверять;
- ни в коем случае нельзя поощрять пассивность ребенка, иначе вы получите в итоге слабую личность с невыраженными желаниями и стремлениям (а как результат – низкий уровень потребности в достижении успеха).
Автор статьи: Третьякова И.С.
Добавить комментарий