Воспитание – довольно сложный и кропотливый процесс, от правильной организации которого зависит то, в каком русле будет в дальнейшем развиваться личность. Главенствующие роли в воспитательном процессе всегда отдавались различным социальным институтам: дошкольному образовательному учреждению, школе, семье и т.п. Но не стоит забывать и про роль ребенка в воспитании ребенка.
В последнее время все чаще можно услышать о проблеме развития самоактивности подрастающей личности. Так, в современной педагогике акцентируют внимание на том, что ребенок не должен быть объектом воспитания, которого все время направляют и воспитывают учителя, педагоги, родители и воспитатели, максимально наполняя его необходимыми знаниями и обучая правильным моделям поведения. Сегодня ребенок должен восприниматься в первую очередь как активный субъект своего развития и воспитания. Только при таком подходе воспитание будет максимально эффективным, а как результат – получим активную, самостоятельную и целостную личность.
Особая роль ребенка в воспитании ребенка отводится в процессе самовоспитания. Многие педагоги и психологи подчеркивают, что успех в развитии и формировании высокоморальной личности зависит, прежде всего, от включенности в данный процесс самого воспитуемого. Тут следует вспомнить споры многих психологических и педагогических школ о роли наследственности и социума в воспитании человека. Сколько бы времени не велись эти дебаты, в итоге все приходят к одному и тому же выводу – важным в развитии и воспитании личности является не только наследственность и социальные условия, но и собственная активность человека (его направленность).
Деятельность ребенка, направленная на формирование собственной личности, находит свое проявление именно в процессе самовоспитания (сознательная, целеустремленная и саморегулируемая деятельность воспитуемого). Целью самовоспитания является наиболее полное раскрытие ребенком собственного потенциала и продуктивное формирования своих лучших человеческих качеств.
От чего зависит и как формируется у ребенка стремление к самовоспитанию? В первую очередь это зависит от родителей, ведь именно они являются первыми воспитателями с момента появления малыша на свет. Именно они наравне с воспитателями и педагогами закладывают основу будущей личности.
Следует подчеркнуть, что роль ребенка в воспитании ребенка уже определяется в дошкольном возрасте, когда родители начинают формировать у него ответственность, самостоятельность и правильное восприятие мира. Примерно к 5-летнему возрасту у детей активно формируется совесть, что является основополагающим в морально-нравственном развитии личности. Именно в этот момент различные методы и приемы воспитания оказывают наиболее существенное влияние на подрастающую личность. Но родителям следует помнить, что если они будут относиться к своему чаду только, как к объекту воспитания, то есть сами определять что лучше для него, не учитывая желания и внутренние тенденции самого воспитуемого, то в будущем этом может привести совершенно не к тому результату, который ожидался. Такой ребенок будет всю жизнь полагаться на мнение других, не проявляя инициативность и самостоятельность в принятии решения в различных жизненных ситуациях.
Автор статьи: Третьякова И.С.
Добавить комментарий