Мировая экологическая ситуация сегодня далеко не может радовать общественность своим состоянием. Ученые-экологи давно уже бьют тревогу в связи с глобальным потеплением, участившимися наводнениями и ураганами, лесными пожарами и вымираниями животных. Расцвет промышленности и урбанизация привели к избыточному загрязнению и ухудшению общего состояния окружающей среды. Главная проблема современного человечества в небрежном, можно сказать халатном, отношении людей к окружающему миру, а также полном недостатком у людей простого экологического воспитания.
Именно в возрасте младшего школьника происходит некий скачек в процессе развития у детей экологической культуры, формирования осознанного отношения к окружающей среде. В таком нелегком воспитательном процессе участвуют не только сами родители, но и работают педагоги. На уроках природоведения главное внимание уделяется проблеме охраны окружающего мира. Просмотр мультипликационных фильмов, чтение литературы, общение со сверстниками – все это источники информации о природе и взаимоотношениях человека с окружающей средой.
Среди основных целей и задач экологического воспитания школьников стоит выделить:
Стоит заметит, что экологическое воспитание младших школьников подразумевает соблюдение определенной последовательности. Прежде всего, рассматриваются все природные объекты по отдельности, после чего изучается их непосредственная взаимосвязь между собой, в особенности между предметами неживой и, конечно же, живой природы. Последний этап разъясняет школьникам происхождение природных явлений разного характера.
Экологическое воспитание младших школьников в первую очередь должно приобщать детей к природе. Школьники должны понимать, что к животным, птицам, растениям необходимо относиться с особой бережностью. Хорошо сказывается на экологическом воспитании общение ребенка с животными в живых школьных уголках или же в домашней обстановке. Через какое-то время после такого общения ребенок начинает понимать, что заботиться о живых существах это не только интересно, но и хорошо и правильно. Помните, что природа – это то необходимое условие, без которого человечество не могло бы существовать. Экологическое воспитание младших школьников обеспечивает получение знаний ребенком, которые в будущем способны формировать ответственное отношение к объектам природы. Дети хорошо осознают, что для обеспечения полноценной жизнедеятельности и сохранения человеческого здоровья очень важно заботиться о природных ресурсах.
Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться природными объектами и явлениями природы. Экологическое воспитание младших школьников основывается на трех принципах: систематичности, непрерывности и междисциплинарности. Залогом успеха является правильность организации занятий. Для того чтобы занятия с каждым разом были все интереснее, нужно искать и применять новые приемы и формы обучения.
Существуют традиционные и нетрадиционные методы формирования личности школьников, с точки зрения их отношения к окружающей среде.
Сегодня очень популярны среди педагогов занятия, проведенные в форме интересных игр или театрализованных сценок и представлений. Формы такого воспитания также делят на:
Эффективность всей воспитательной работы заметна тогда, когда у ребенка появляется живой интерес к еще большему познанию и изучению окружающего мира.
Прививать детям с малого возраста любовь к природе, заинтересовывать их проблемами экологии – это одна из главных целей образования на сегодня. Кроме того, что экологическое воспитание младших школьников проводят в школе, семейное окружение также должно помогать ребенку осознавать всю важность данного вопроса. Возможно, ваше чадо в будущем станет известным экологом и сумеет найти решение проблемы спасения природы от разрушения.
Экологическое воспитание школьников младших классов можно проводить в различных формах: в форме тематических уроков предмета «Окружающий мир», «Человек и мир» или что-то в этом роде, на специализированных классных часах и во время внешкольных мероприятий. Также можно расширить познавательными моментами уроки «Охраны безопасности жизни», связанные с природными явлениями. Но педагог должен учитывать самое главное условие для таких уроков и мероприятий – это наглядность изучаемого материала.
Если вы проводите урок о роли природы в окружающем мире, лучше это делать с выходом в ближайший сквер или парк. Там всегда много природного материала для наглядности. Форма общения должна быть абсолютно свободной от условностей, а значит, необходимо дать ребятам возможность задавать вопросы по теме урока и поощрять нестандартные, но уместные замечания или ответы.
Объяснение нового материала в данном случае должно проходить вначале урока и занимать 20-25 минут, не более, учитывая и вопросы с ответами. Далее обязательно нужно дать возможность детям 15 минут свободного движения по поляне (на открытой местности легче контролировать их безопасность), где они смогут насладиться природой и обсудить между собой полученную информацию.
Классные часы, посвящённые экологическому воспитанию, могут иметь различные варианты. Это может быть обсуждение интересной телевизионной программы об экологической угрозе, городской программы по озеленению дворовых территорий, об уничтожении или наоборот, открытии парка или сквера.
Очень актуальна среди детей тема «Я и мои любимые питомцы»: попросите учеников вашего класса принести фотографии их любимых домашних питомцев и рассказать забавные истории про них, поделиться опытом ухаживания и выращивания, рассказать об особенностях их содержания. Завершить классный час нужно вашей беседой о бережном отношении ко всем животным и обязательно объяснить, почему на улицах так много бездомных животных, что к ним тоже нужно относиться бережно и человечно, но всегда при этом соблюдать правила безопасного поведения.
Большой простор для наглядности представляют внеклассные мероприятия по экологии. Например, поход в зоопарк (если он есть в вашем городе) должен завершаться либо сочинением на темы о диких животных, либо конкурсом рисунков на такую же тему, либо маленькими познавательными сообщениями детей о наиболее понравившемся животном.
Очень нравится детям мероприятие по озеленению пришкольной территории: вы можете привлечь родителей, которые имеют садовые участки, чтобы они принесли определённое количество саженцев фруктовых деревьев или цветочной рассады и организовать детей для их посадки в школьном дворе. В конце этого мероприятия советую договориться и установить очерёдность каждого ученика по поливу, прополке и уходу за посаженными растениями. Ученик, который с любовью ухаживает за посаженным им самим деревом, никогда не станет ломать или уничтожать другие деревья.
Экологическому воспитанию содействуют выезды на природу. В начале учебного года это могут быть прогулки по осеннему парку с обязательной беседой о разных видах деревьев, демонстрации разнообразия форм и цвета осенней листвы. Сбора листьев для последующих занятий аппликацией и рисования, поделок из желудей, шишек и пластилина.
Зимой можно проводить лыжные или пешие прогулки с рассказом учителя о зимующих птицах, кормление их и развешивание кормушек. А весной обязательно совершать выезды в лес, чтобы наблюдать процесс распускания почек на деревьях, слушать пение птиц и возможно делать зарисовки в альбомах с натуры.
Добавить комментарий