Заводилы в классе – это неформальные лидеры, которые очень часто доставляют классному руководителю и всем учителям много проблем. Кто они и почему становятся лидерами в классном коллективе?
Заводил можно условно разделить на две категории. Первая категория - это дети, имеющие достаточно высокий уровень развития и преуспевающие в учёбе, с задатками политического лидерства, желающие показать своё превосходство перед одноклассниками и испытывающие определённое удовлетворение от их «поклонения» своей личности. Ко второй категории лидеров – заводил относятся дети, имеющие большие проблемы с учёбой, проявляющие агрессивный нигилизм и отрицающие любые проявления авторитета взрослых.
Нужно заметить, что хотя обе эти группы различно влияют на учеников, исходная причина их неформального лидерства одна и та же – завышенная самооценка и нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения. Задача педагога здесь направить энергию и организаторские способности таких лидеров в нужное вам и обществу русло.
Избежать же появления заводил в классе невозможно, как невозможно сформировать абсолютно равный по успеваемости, а главное, по характерам учеников коллектив. Если вы вспомните, то даже в пансионах закрытого типа и в разных странах мира преподаватели и специально подготовленные для этого воспитатели не могли избежать проявлений неформального лидерства среди воспитанников. И даже там были заводилы, которые «сводили с ума» ровесников и администрацию. Поэтому вполне логично, что в наших условиях обучения детей с разным достатком и социальным статусом, разной степенью развития и разными жизненными целями и приоритетами такие ученики всегда есть и будут в каждом классе. Другое дело, как найти с ними общий язык, как завоевать у них авторитет и как превратить их из противников вашего воспитания в союзников?
Практика показывает, что первая категория детей не обделена родительским вниманием, и их завышенная самооценка как раз и подпитывается родительским обожанием и любовью. Такого ученика можно сделать и единомышленником и другом, если направить его бурную энергию на достижение результатов в научном кружке или спортивной секции, творческом кружке или в помощи администрации по организации общешкольных мероприятий. Там его лидерские способности проявятся в полной мере и без ущерба для ваших интересов.
Если же вас озадачил лидер из второй группы заводил, то с таким учеником нужна другая линия поведения – компромисс. Творческие задачи не отвлекут его от проблемного поведения, потому что успеваемость для него только залог спокойствия и не более того. Воспользуйтесь этим и предложите ему своеобразное соглашение: он держит дисциплину на уроках сам и требует этого со своих товарищей, а вы поощряете их добровольные ответы на уроках и вызываете к доске тогда, когда они поднимают руки для вызова.
Сначала эти дети будут вас проверять, умеете ли вы держать слово и сможете ли применить штрафные санкции в случае нарушения ими договора. И здесь вам нужно запастись терпением. Но если вы пройдёте проверку, то успех вам гарантирован! И пусть вас не пугает, что ваши ученики сначала действительно будут стараться отвечать только на лёгкие вопросы, но ведь домашние задания они уже начнут выполнять! А через некоторое время эти ребята станут самыми активными учениками в классе на вашем уроке, и заниматься другими делами им будет просто некогда, как и другим успешным ученикам. И желание выделиться из общей массы для вашего заводилы приобретёт совсем другую окраску: он захочет идти дальше и стать лидером в учёбе, чтобы завоевать уважение не только своей группы ровесников, но и других учеников класса, а затем и учителей. И пусть это станет вашей победой в становлении вас как педагога!
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий