Многие учителя уже с молодости выбирают авторитарный стиль общения с учениками. Они искусственно создают огромную дистанцию в отношениях «учитель – ученик» и придерживаются её до конца. Можно, конечно, и так зарабатывать свой педагогический стаж. На ваших уроках, скорее всего, будет «железная дисциплина» и показное уважение учеников, а за вашей спиной они будут называть вас самыми нелестными эпитетами, и поддержки по-человечески, вы никогда не дождётесь. У таких «монументальных» учителей со временем возникает обида на всех учеников вообще и на других учителей в частности. Особенно, когда они видят, как бросаются навстречу откровенно влюблённые в своего учителя ребята, как благоговейно произносят они «наша Мария Петровна» или что-нибудь в этом роде, как обнимают своего любимого учителя. А ведь детскую любовь очень трудно завоевать, но очень легко потерять.
Что отличает любимого учениками учителя от просто педагога? Прежде всего, это стремление и желание понять ученика, принимать его проблемы близко к сердцу и умение пропускать их через себя. Хороший учитель никогда не позволит себе оскорбить ученика, унизить его достоинство даже наедине, не говоря уже о коллективе. В определённых ситуациях именно это бывает сделать очень трудно. Мы тратим колоссальное количество душевных сил, чтобы сдерживать себя от нервных взрывов, но именно за это нас и ценят наши ребята. Такой учитель не пытается завоевать свой авторитет панибратским отношением с учащимися, но всегда соблюдает необходимо допустимую дистанцию между ними и собой.
Иногда бывает очень трудно определить и не переступить границу допустимой дистанции, особенно, когда разница в возрасте между учителем и его учениками не такая уж большая. Часто ребята относятся к молодым педагогам как к ровесникам. В таких случаях будет уместным периодически напоминать им, что вы – преподаватель, и ваше отношение к ним, прежде всего, это отношение учителя к своим ученикам. Примерно о том же приходится напоминать ребятам и учителю в старшем возрасте, когда они ассоциируют учителя с родителями.
Впрочем, такие нюансы возникают не часто и быстро проходят при соответствующей реакции преподавателя. Но одно правило должно выполняться постоянно и неукоснительно, не зависимо от возраста ваших учеников: суть его заключается в чутком и уважительном отношении к личности каждого ученика, к восприятию его как сложившегося индивидуума, совершенно самостоятельного во мнениях и решениях. Смотрите на своих воспитанников не как на «будущих» членов нашего общества, а как на его настоящих полноправных членов, со своими привычками и характером, своими желаниями и убеждениями, потребностями и линией поведения.
В ваших силах дать им определённую направленность, которая понятна и близка вашему образу жизни, а значит, воспитать людей, с которыми вам есть и будет комфортно жить в будущем. Помните, что быть на равных с учениками, это не означает опускаться до их уровня развития или потакать их слабостям. Это означает стремиться поднять своих учеников до вашего уровня развития и добиться такого уважения и доверия с их стороны, чтобы вы действительно стали «на равных» в лучшем смысле этого понятия. Трудно? Да, но кто и когда сказал, что труд учителя будет лёгким?
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий