Каждый трудный подросток имеет свою причину конфликтного поведения, и жёсткими мерами убрать агрессию не получится. Таких ребят можно условно разделить на три группы: дети из неполных семей, дети обеспеченных родителей и дети с заниженной или завышенной самооценкой. Первое, что вам нужно сделать, это очень осторожно и внимательно изучить обстановку в семьях, отношение родителей к детям, изучить поведение и проблемы, которые возникали у ребят до вас.
В неполных семьях проблемы возникают из-за слепой любви того родителя, на воспитании которого ребёнок находится. Слепая любовь выражается не только в потакании всем желаниям и прихотям ребёнка, но и в очень вредном подходе к его проблемам: «мой ребёнок всегда прав». Поэтому исправление таких детей нужно начинать с родителей.
Не стоит в присутствии посторонних обсуждать поведение и учёбу подростка из такой семьи. Предложите маме или папе задержаться после родительского собрания и в очень благожелательной форме сначала похвалите ребёнка даже за небольшие успехи, а потом приступайте к анализу сложившейся ситуации. Не пытайтесь обвинять во всех проблемах лишь ребёнка. Соглашайтесь, что возможно и вы или ваши коллеги допустили небольшой просчёт в поведении. И вина родителей тоже вероятнее всего в этом есть. Но вы с родителем являетесь единомышленниками и хотите одного – воспитать хорошего человека для общества. И поэтому вы видите огромный потенциал добра в данном ученике, который нужно открыть и направить на пользу всем. Когда родитель из неполной семьи поверит в чистоту ваших намерений, он станет для вас самым лучшим помощником в общении. А его мнение станет толчком, который заставит подростка взглянуть на себя и на вас с другой стороны. Лишившись безоговорочной поддержки родителя, он будет искать её в вас. Вот тогда вы и должны проявить гибкость и руководить его поведением, опираясь на справедливость и мудрость взрослого товарища.
Есть, конечно, небольшой процент детей в неполных семьях, где родители наоборот, не уделяют им внимание. Такие дети с подозрением относятся к любым проявлением вашего внимания и заботы. В таких случаях я посоветую стать для ребёнка «второй мамой». Вам придётся взять на себя часть родительских функций: всегда интересоваться успеваемостью и взаимоотношениями с учителями, помогать в решении конфликтов с ровесниками, возможно, защищать перед его собственным родителем. Вы поможете пережить ему тяжёлый момент в его жизни, связанный с отсутствием или недостатком внимания со стороны родителей, а он всегда будет вам благодарен за это и постепенно изменит свою линию поведения в лучшую сторону.
Вторая группа «трудных» подростков пользуется всеми благами жизни, не знает ни в чём отказа. Единственное, но самое главное богатство у них отсутствует – это родительская любовь и внимание. И нестандартное поведение в данном случае – это месть подростка всем за своё «обеспеченное одиночество». Родители таких детей считают, что делают для них всё, но отсутствие взаимопонимания толкает родителей на неадекватные действия и наказания. Такие дети очень ранимы, но найти общий язык с ними труднее всего. И вам придётся потратить немало сил, чтобы повернуть родителей такого ребёнка и его самого лицом друг к другу. В этом хорошо помогают совместные проекты: например, совместно организованный отдых родителей с детьми всего вашего класса, не столько для материальной поддержки, сколько для более близкого общения с детьми в неформальной обстановке. Таких родителей нужно под любыми предлогами привлекать к совместной подготовке вечеров и праздников и обязательно оговаривать их присутствие там вместе с детьми. Тогда вы сделаете невозможное – «вернёте» подростку родительское внимание и поможете им стать настоящими друзьями. А после этого ваши трудности с ним закончатся, но ваш контроль над ситуацией в таких семьях никогда не должен ослабевать, чтобы вы всегда могли прийти на помощь.
Третья группа легко переходит в разряд обычных детей. Давайте больше ответственных поручений детям с заниженной самооценкой и не забывайте поощрять их успехи в присутствии одноклассников. А подросткам с завышенной самооценкой чаще предлагайте роли второго плана или направьте их энергию для достижения высоких результатов в любимом предмете на олимпиадах, например. Это эффективно помогает избавиться от мании величия.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий