Сама идея самоуправления была внедрена в советскую школу ещё известным педагогом Макаренко в его школах – коммунах. Совет школы, состоящий из волевых и инициативных ребят разного возраста и нескольких педагогов, принимал ответственные решения, которые были обязательны для исполнения всеми учащимися. В качестве контролирующего органа были созданы различные комитеты из ответственных и авторитетных учеников, которые следили за выполнением правил, решений, обязанностей учащимися и имели возможность принимать решение о дисциплинарном воздействии на нарушителей порядка. Это была сложная, но эффективная система самоуправления, основанная на доверии и уважении учителей и учеников.
Для того чтобы решить положительно вопрос самоуправления в школе, советую сначала провести День самоуправления. Готовиться к нему необходимо заранее, за 2-3 месяца. Необходимо «проиграть» все возможные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в процессе проведения этой акции. Вместо директора «власть» в этот день передаётся ученическому Совету.
Для участия в ученическом Совете каждый класс должен предоставить по одному самому инициативному и ответственному ученику от параллели. Для отбора каждый класс выдвигает по одному такому успешному в учёбе ученику, которые вместе решают, кто из них будет представлять, например, 5-е классы. И так по всем параллелям до 11-го класса включительно.
В ученический Совет должны входить учащиеся только среднего и старшего звена. Контроль над выполнением пожеланий и решений Совета должен осуществлять другой орган самоуправления, который можно назвать Комитет Справедливости. В него нужно включить по одному самому авторитетному и уважаемому ученику от каждого класса (с 5-го по 11-й).
Кроме учеников в эти основные органы должны входить и самые уважаемые именно детьми учителя. Но их должно быть не более 10% от общего числа членов Совета. Как показывает опыт проведения таких мероприятий, такое соотношение является самым оптимальным для успешной работы. Можно дополнительно создать и добровольную дружину, которая будет следить за порядком в школе. И санитарную комиссию, которая будет следить за чистотой. И даже комитет по решению споров, для решения возникающих конфликтов, которые конфликтующие стороны не могут разрешить сами.
Учителя должны за 2-3 месяца научить избранных в советы и комиссии детей принимать взвешенные решения, продумывать своё поведение, не ущемлять права друг друга на заседаниях. Негласный и неявный контроль со стороны преподавателей должен быть постоянно, и желательно сделать так, чтобы развивать у детей не только стремление быть самостоятельными, но и действовать согласно ситуации разумно во всех отношениях. Нужно учить их быть корректными в общении с оппонентами и нести полную ответственность за свои решения.
Думаю, что после первого Дня самоуправления вы сможете увидеть недочёты в организации школьного самоуправления и сделать определённые выводы. Поэтому вам понадобится как минимум ещё одно такое же мероприятие, чтобы устранить недостатки предыдущего. И лучше делать это через полгода. Во-первых, ваши ученики ещё не успеют забыть полученные навыки и замечания, а во-вторых, в следующий раз вы сможете устранить прошлые недостатки и посмотреть результат.
Только после этого можно приступать к организации самоуправления в школе, базируясь на полученных результатах. При этом не следует забывать следующие правила, обязательные для успеха и эффективности данной системы: все члены комиссий и советов должны выбираться всеми учениками своего класса тайным голосованием и большинством голосов, переизбираться должно ежегодно не менее 50% состава комиссий и комитетов, включая учителей.
В идеале побывать избранным членом школьного самоуправления должен, как минимум, каждый второй школьник. Только тогда система самоуправления в школе принесёт пользу и учителям и ученикам.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий