Этот вид развивающих занятий с дошкольниками можно проводить со всей группой детского сада или подгруппой детей, которые хотят послушать сказку. Занятие следует условно разделить на две части. Первая - организация условий для понимания детьми сказочного произведения, вторая - беседа и рассказ сказки.
Важное место на занятии отводится работе над развитием речи. Обогащение словаря производится через изоляцию, исключение из текста, пояснения малознакомых сложных для осознания слов и словосочетаний с помощью приема синонимичной замены лексических упражнений в процессе работы над текстом. Вследствие специального обучения дети начинают испытывать образность и красоту художественного слова, находить в тексте, объяснять значение, целесообразно использовать яркие выражения в самостоятельных высказываниях.
Развитие связной речи у дошкольников происходит благодаря использованию специальных вопросов, воспитатель начинает занятия в детском саду побуждением «Расскажи, почему ...», «Объясни, как случилось, что ...» Чтобы ответить на вопрос, ребенок должен воспроизвести целый эпизод сказки, иногда с помощью воспитателя. Например: «Расскажите, как медвежата делили сыр». Воспитатель помогает построить последовательный ответ: «Сначала они ... что? ... А потом? ... Вот так и ... » В ходе обсуждения сказки со старшими дошкольниками воспитатель ставит вопросы аналитического характера, например: « Как вы поняли, что лиса хитрая и лукавая». Ответ также требует внятного развернутого высказывания с использованием убеждающих аргументов.
Представляется целесообразным использование на занятиях пословиц, поговорок, фразеологизмов, чтобы, с одной стороны, помочь детям глубже осознать идею сказки, а с другой, показать, как наиболее удачно, точно и кратко можно выразить главную мысль произведения, какие меткие и образные народные выражения.
Во время слушания сказки воспитатель должен постепенно формировать у дошкольников начальные литературоведческие представления: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, магические вещи, волшебники, персонифицированный животный и растительный мир, специфические сказочные выражения). Обращая внимание детей на особенности построения и литературной формы сказки, воспитатель связывает эти знания с самостоятельной творческой деятельностью: «Вот и вы, когда будете составлять свою сказку, тоже придумайте сказочное начало, концовку, свои волшебные приключения, чтобы сказка получилась интересной».
Глубже понять, лучше запомнить сказку помогает использование метода моделирования, разные виды которого подходят для детей любого возраста. Моделирование сказки часто перерастает в очень интересную игру, в которой проживание сказочных действий происходит во внутреннем плане. Чувства, переживания, вызванные сказочными образами, дети выражают, проявляют в творческой игре, театрализации, рисовании по мотивам сказочного сюжета или в других видах продуктивной деятельности.
Добавить комментарий