Все мы знаем прописную истину о том, что каждый ученик имеет свои особенности, и каждому ученику требуется индивидуальный подход. Но далеко не все, даже опытные преподаватели, задумываются об этой проблеме.
Мне пришлось работать в разных классах по уровню успеваемости, качеству дисциплины и национальному составу. Наша школа имеет физико-математический уклон. Несмотря на то, что в математические классы проходил специальный отбор учащихся по успеваемости, сначала работать в них мне, как историку, было не очень интересно. Они добросовестно выполняли все домашние и классные задания, но добиться интересных развёрнутых ответов от них было невозможно. Они хорошо оперировали цифрами и понятиями, давали правильные, но очень краткие ответы. Могли логически их обосновать. Но это была сухая констатация фактов. Наподобие того, как мне бы отвечал робот или компьютер. Конечно, мне потребовалось время, чтобы понять, что от математического склада ума иного варианта работы ждать и не приходится. Они очень талантливы, мои математики, но ораторское искусство, которым обладает большинство гуманитариев, им абсолютно чуждо. И тогда я выработала особый метод проведения уроков в таких специфических классах. Это позволило в дальнейшем и ученикам полюбить скучный, с их точки зрения, предмет, и мне получать удовольствие от работы с ними.
Урок я обязательно начинала не с объявления новой темы, как это положено по регламенту, а с обычного повторения домашнего задания по схемам, которые всегда давала на уроках, и таблицам. Для математиков это лучший способ повторить пройденный материал. Затем, 3-4 ученика в тезисной форме отвечали на письменные задания – карточки, причём каждый сам выбирал сложность карточки для ответа, и соответственно, наивысший балл по ней. Это позволило со временем ученикам перестать бояться ответов, поскольку они могли сами оценить уровень своих знаний при выборе вариантов. А от тех, кто отвечал устно, требовалось построить свой ответ логически верно и оперировать историческими понятиями, датами, названиями. При этом хорошее владение картой данного периода прибавляло один балл к ответу. За каждое правильное исправление отвечающего товарища, ученики получали карточки - бонусы, которые учитывались при их следующих ответах в повышении оценки.
Изучение нового материала я начинала с изучения исторических понятий и терминов по данной теме с последующей обязательной записью их в рабочую тетрадь ученика. План, таблицы и схемы также должны быть ими записаны прежде, чем вы начнёте подробное объяснение, потому что в мозгу математика ваш последующий рассказ будет ассоциироваться именно с ними, и поможет лучшему пониманию темы. Во время дальнейшего рассказа, учителю постоянно нужно опираться на записанные таблицы и схемы, и проверять, действительно ли все учащиеся хорошо воспринимают их, или что-то, возможно следует по ходу процесса изменить. Для закрепления нового материала хорошо применять работу с картой, где важным условием будет выставление оценки в журнал по желанию ученика (если оценку, которую ему поставил за работу с картой по новому материалу учитель, ученик захочет, чтобы ему выставили в журнал). Здесь также можно применять бонусы, которые ученики уже заработали за предыдущие ответы.
Контрольные и самостоятельные работы я проверяла легко и никогда не требовала от этих ребят «исторических сочинений». Они не умели «лить воду», но все их ответы отличались лаконичностью и чёткостью. Всё было правильно и кратко. Соответственно, оценки выставлялись не за качество написания, а за правильность и умение находить исторические взаимосвязи событий, делать хоть и очень лаконичные, но правильные выводы и сравнения. Поэтому и контрольные работы я давала в виде схем и сравнительных таблиц, диктантов связанных с датами и терминами. Позже, после поступления в институты, многие из них признавались, что такой метод обучения помогает им изучать историю в ВУЗе и даже вникать в суть других похожих предметов, особенно логики.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий