С целью разнообразить общение со школьниками и повысить эффективность взаимодействия, классный руководитель, организуя тематические классные часы в классе, прибегает к самым разным формам их проведения.
Выбирая форму проведения тематического классного часа, учитель должен ориентироваться на цель, которую он определил для конкретной встречи с классом; на имеющиеся условия и доступные средства; на возраст школьников; на свою компетентность и опытность.
Наиболее широкое применение нашли следующие формы проведения тематических классных часов:
- Беседа на заданную тему. В течение беседы ученики обсуждают тему классного часа, учитель при этом направляет беседу, показывает, как формулировать и высказывать свое суждение.
- Дискуссия, дебаты. Для проведения этой формы классного часа класс делится на несколько групп, каждая из которых защищает одну из полярных позиций по обсуждаемому вопросу. В процессе такого общения ученики вовлекаются в обсуждение темы классного часа, учатся выражать собственную позицию, отстаивать свое мнение, приучаются выслушивать чужую точку зрения, понимать и принимать ее.
- Ролевая игра. Учащимся предлагается разыграть по ролям какую-либо ситуацию по теме классного часа, после этого они приступают к обсуждению, анализируют, делают выводы. Подобная деятельность позволяет детям лучше разобраться в проблеме через проигрывание ролей.
- Классное собрание. В ходе собрания решаются организационные моменты жизни класса (распределяются обязанности между учащимися, ставятся определенные задачи, выслушиваются отчеты о выполненных поручениях).
- Совещательные группы. Дети делятся на несколько групп. Затем в течение отведенного времени внутри каждой группы происходит обсуждение определенного вопроса или проблемы в соответствии с темой классного часа. После чего по одному представителю от каждой группы выступают с изложением выводов, сделанных командой. Эта форма классного часа благоприятствует общению в группе, формированию взаимодействия в команде, развитию у детей мышления и способности делать самостоятельные открытия во время изучения нового материала.
- Тематическая лекция. Учитель в ходе прочтения лекции раскрывает учащимся важные вопросы, касающиеся жизни общества и отдельного человека (здоровье, безопасность, вредные привычки и прочее). Также лекции могут быть познавательного характера: об искусстве, культуре, науке.
- Лекционный форум. После прочтения лекции школьникам предлагается обсудить ее. Эта деятельность позволяет оживить классный час и мотивирует учеников к проявлению интереса к полученной информации.
- Час общения. Дети совместно с учителем поднимают интересующие их вопросы; посредством обсуждения решают проблемы, возникающие в классном коллективе. Классный час в форме общения учит школьников не бояться решать конфликтные ситуации; быть откровенными друг с другом и с учителем.
- Вопросы и ответы. Такая форма общения на классном часе позволяет ученикам и преподавателю задать друг другу вопросы, которые их интересуют. Что в свою очередь содействует более открытым отношениям.
- Симпозиум. Несколько учеников получают задание подготовить выступление по отдельным вопросам обсуждаемой темы.
- Конференция. Ученик готовит тему для выступления перед аудиторией. Подготавливая такие выступления для классного часа, ученик нарабатывает опыт самостоятельной работы с информацией, серьезное отношение к вопросу подготовки.
- Комиссия. Форум комиссии. Небольшая группа хорошо подготовленных учеников участвует в обсуждении темы классного часа перед аудиторией, возможно в форме дискуссии. После этого весь класс включается в обсуждении услышанной информации.
- Экскурсия. Позволяет организовать досуг школьников с пользой.
- Тренинг. В ходе проведения тренинга детей обучают, как правильно действовать в тех или иных ситуациях. При этом ситуации для закрепления проигрываются на практике.
- Игра-путешествие. Классный час в игровой форме позволяет развивать воображение и расширять кругозор детей.
- Семинар. Под наблюдением эксперта ученики работают над исследованием темы классного часа.
- Мастер-класс. Дети работают в группах по интересам, каждой из которых руководит отдельный эксперт. Такие группы могут организовываться для демонстрации, просмотра, прослушивания, обсуждения разных сторон одной темы классного часа.
- Рабочие группы. Всех учеников делят на группы, ставят перед ними задачи классного часа, которые необходимо выполнить. Работа в группах учит детей сотрудничеству и умению общаться.
- Театральные постановки. Способствуют развитию творческих способностей школьников и благоприятствуют их культурному воспитанию.
- Игры по сценарию телевизионных шоу (КВН, Брейн-ринг, Кто хочет стать миллионером и др.). Познавательный материал классного часа преподносится в интересной форме, а командная игра учит сплачиваться.
Здесь изложены далеко не все формы проведения классных часов. Каждый классный руководитель может применять любые другие формы, возможные в условиях школы. Главное, чтобы соблюдались два условия: ученикам должно быть интересно; должны быть достигнуты воспитательные и образовательные цели тематического классного часа.
Советы классному руководителю
В ходе классного часа преподавателю не следует использовать чересчур назидательный тон. Подобное общение способно подавить желание учеников открыто выражать свое суждение по какому-либо вопросу.
Важным моментом при проведении классных часов является умение создать благоприятную атмосферу в классе, чтобы школьники чувствовали себя комфортно и уверенно. Иначе им будет непросто решиться выражать свою точку зрения из-за опасения быть непонятыми, неуслышанными, непринятыми окружающими.
Можно выработать правила общения на классном часе.
Например: уважать друг друга; с уважением относиться к мнению других; быть внимательным к окружающим; не перебивать говорящего, пока тот не закончит выражать свою мысль; чтобы высказать свою точку зрения, нужно не выкрикивать, а поднять руку и т.п.
Положительный эффект будет получен от совместного составления правил поведения учителем и учениками. Причастность детей к составлению правил поведения на классном часе заставит их быть дисциплинированнее.
Добавить комментарий