И родители, и учителя в равной степени озабочены нравственным воспитанием следующего поколения. Жизнь молодежи устроена так, что нравственность, кажется, не является приоритетом. Родители обеспокоены тем, что у их детей нет такого чувства уважения и сильных этических принципов, как в их годы, а учителей заботит, что ученики не воспринимают списывание как проблему и не сравнивают себя с одноклассниками. Чрезвычайно важно перечислить факторы, влияющие на нравственное воспитание школьников.
Родители имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Дети узнают, что хорошо, а что плохо, от своих родителей. Интересно, что наказание за непослушание создает только часть моральных суждений детей. На самом деле дети учатся на примерах, и атмосфера в доме, где они живут, сформирует их систему принятия нравственных решений.
Когда дети получают опыт общения в доме, где они чувствуют себя в безопасности и комфорте, и где нет места злости и жестокости, они развивают сильное чувство собственного достоинства, которое становится их нравственной основой. Если они встречают проявления насилия, которые препятствуют их нормальному образу жизни, то они на уровне инстинктов понимают, что это неправильно. Родители, которые уделяют время обсуждению основ своих моральных принципов и требуют от ребенка соответствия этим принципам, обычно более успешно справляются с поддержанием такого уровня нравственного развития и у своих детей.
Помимо родителей, учителей и других примеров для подражания, школы также играют ключевую роль в формировании нравственного облика следующего поколения. Школа придает особую ценность таким понятиям, как честность, порядочность и сочувствие, а учителя, которые сами проявляют данные качества, будут развивать их у окружающих. Как говорил Авраам Линкольн: «То, что делаешь, звучит громче того, что ты говоришь». Непоследовательность и лицемерие со стороны учителей и родителей может нанести реальный вред нравственному развитию ребенка. Некоторые модели поведения могут навредить ребенку неосознанно. Среда обитания создает прямую, но не всегда точную связь между детьми и их примерами для подражания. Часто образец для подражания разговаривает или ведет себя неподобающим образом, но ребенок может воспринимать эти слова и действия как приемлемые, просто потому что их позволяет себе тот, на кого он ориентируется. Детям необходима помощь в выборе подходящего образца для подражания.
Чтобы развиться в полноценного взрослого человека, детям необходимы различные виды социального взаимодействия: общение с другими взрослыми, членами семьи, сверстниками, а также детьми других возрастов. Каждый вид общения усилит или ослабит сформировавшиеся представления ребенка о том, что допустимо с точки зрения нравственности. Многие дети хотят испытывать чувство сопричастности и быстро обучаются общественному договору, что поможет им стать членами общества. Для общения с другими людьми дети методом проб и ошибок учатся совершать нужные поступки в определенный момент. Необходимо помнить, что необходимо время для полноценного развития нравственного облика.
Нравственное воспитание детей традиционно начинается дома в семье, затем продолжается в стенах детского сада и школы. Например, еще в дошкольном возрасте дети учатся быть благодарными, говоря «спасибо» в случаях, когда люди что-то им дают.
Одной из миссий игр, направленных на нравственное воспитание школьников, является формирование в детях уверенности в себе. Например, учителя имеют возможность провести занятия, которые помогут указать школьникам на их сильные стороны, и как эти качества могут поспособствовать им стать успешными в жизни.
Дети должны научиться уважать других. Например, когда преподаватель делает замечание ученику, который громко разговаривает в то время, пока другой ученик дает устный ответ, это влияет на характер непослушного учащегося.
Нравственное воспитание школьников также происходит, когда педагоги детей учат брать на себя ответственность за свои поступки и признавать свои ошибки. Если ребенок толкает своего одноклассника, сидящего рядом, преподаватель обязан подчеркнуть то, что такие действия не правильны, и провинившийся обязан признать свою ошибку и принести извинения.
Нравственное воспитание школьников также подразумевает под собой взращивание у детей такой черты, как великодушие. Например, если у кого-то из учащихся сгорит дом, было бы правильным для одноклассников собрать деньги или пожертвовать свои вещи, чтобы помочь ему и его семье.
Сами учителя могут вдохновить детей стремиться жить сплоченно и бескорыстно в классном коллективе. Педагоги могут стать примером и поспособствовать нравственному воспитанию школьников, посредством своего поведения. Например, учитель может выделить дополнительное время после занятий отстающим ученикам, вместо того, чтобы им прибегать к помощи репетиторов. Так он покажет, что заботится о своих учениках.
Добавить комментарий