Чтобы мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе были эффективными очень важно учитывать возрастные особенности детей.
Содержание:
Каждый человек хочет мирно жить, спокойно работать и воспитывать своих детей в сильной и демократической стране.
Правовая система государства, правосознание и правовая культура в развитом обществе гарантируют защиту и безопасность каждого гражданина.
Ребенок с ранних лет должен осознать себя свободной личностью, у которой есть права и обязанности. Младших школьников необходимо знакомить с самыми важными юридическими знаниями и прививать им уважение к закону. Правовая культура, как результат правового воспитания, позволит ребенку ощущать себя полноправным и активным гражданином.
Младший школьный возраст – это лучшее время для постижения социальных и нравственных норм, для развития положительных черт личности.
Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с ними.
Проблема в том, что ребенок этого возраста может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен верно оценить свои поступки. Школьника необходимо научить сравнивать, абстрактно анализировать свое поведение.
В условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя и принимать верные решения.
Правовое воспитание младших школьников – непростая задача для педагога. Юридические термины сложны для восприятия, поэтому важно грамотно адаптировать тексты правовых первоисточников для учеников.
Чем раньше ребенок познакомится с правовыми аспектами государства, тем больше шансов на то, что из него вырастет достойный человек, уважающий права других людей и знающий свои.
Правовое воспитание младших школьников не является самостоятельной дисциплиной, оно органично вливается в процесс нравственного воспитания детей и приобретения ими норм поведения в обществе.
Информация должна подаваться в игровой форме, легкой для усвоения, и строится на примерах из обычной жизни.
Ученики младших классов в общих чертах должны познакомиться:
Школьники обязаны уважительно относиться к законам страны и иметь твердое убеждение в том, что их нельзя нарушать.
Важно донести:
Эти знания научат школьника пользоваться правами и свободами, знать нормы поведения в обществе, выполнять свои обязанности, приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разнообразных ситуациях, уважать окружающих, бережно относиться к имуществу, своему и чужому.
Правовое воспитание включает также формирование патриотизма. Важно, чтобы ребенок гордился принадлежностью к определенной нации, Отчизной, своими предками, знал символику государства, историю родного края.
В качестве методов педагог может использовать все виды педагогического и психологического воздействия:
Формы обучения могут быть разными:
Знакомство с правовыми нормами может проходить непосредственно на уроках или во время внешкольных занятий.
Основные знания школьники получают на уроках обществознания, но элементы права также могут лаконично вплетаться педагогом в канву урока истории или литературы, музыки или иностранного языка.
Внешкольные занятия могут строиться как:
Конвенция о правах ребенка в ярких картинках и стихотворной форме легко запоминается школьниками. Педагог может провести классный час по правовому воспитанию и посвятить его не только и не столько разъяснению правовых норм, а разобрать на примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение».
В каждой школе есть библиотека, в которой можно оформить уголок правовых знаний школьника. В этом уголке будут собраны все издания, которые могут быть полезны для усвоения правовых норм.
Библиотекарям следует проводить обзоры и викторины, посвященные правовой тематике. Это позволит расширить знания детей о правах человека и ребенка и дать информацию по любым актуальным для них вопросам гражданства и права.
Доброжелательная, доверительная обстановка, учёт желаний и интересов детей очень важны для достижения наилучшего результата. Ученики не на бумаге, а на деле должны чувствовать уважение со стороны педагогов и администрации школы. Только тогда нравственно-правовые нормы будут усваиваться ими органично и последовательно.
Правовое воспитание в школе способствует росту правосознания и снижает уровень детской преступности, что особенно актуально в подростковом возрасте.
Особенности этой возрастной группы, такие как подражание, стремление к обществу себе подобных, к авантюре и приключениям зачастую опасным и рискованным, часто толкает их к необдуманным поступкам с серьёзными, порой необратимыми, последствиями.
К подростковому возрасту у ребенка уже складывается система социальных ценностей и предпочтений. Нормы права неотделимы от представлений о добре и зле, о красоте и безобразии, о созидании и разрушении, поэтому, если нравственное воспитание с малых лет подавалось в тесной связке с правовым, то у подростка мало шансов выбрать социально опасный путь.
О праве нужно говорить живо и увлекательно, сухое чтение юридического текста не вызывает интереса и не доходит ни до ума, ни до сердца.
Молодежь должна знать правила поведения в общественных местах и уметь соблюдать их, иметь общие представления о законах государства, о правах и обязанностях граждан, об ответственности за правонарушения. Обучение этому должно воспитывать, иметь профилактическую направленность, подаваться планомерно и дозировано, в соответствии с возрастом.
Правовое воспитание должно научить наших детей адаптироваться в современных условиях и прогнозировать правовые последствия своих поступков.
Добавить комментарий