Ежегодно в несколько раз увеличивается объем знаний человечества. Растущее поколение становится более активным и креативным. Все это приводит к необходимости замены традиционных форм обучения на современные.
Для помощи преподавателям созданы активные методы обучения, суть которых заключается в побуждении к активной мыслительной и творческой деятельности. Обучающийся для получения новой порции знаний должен самостоятельно найти решение той или иной проблемной ситуации. Только так можно воспитать активную, творческую, коммуникабельную и волевую личность.
Методы активного обучения невозможно применять, не используя соответствующие формы организации деятельности. Активные формы занятий позволяют осуществлять изучение учебного материала через активный обмен мнениями между преподавателем и учащимися. Преподаватель теперь перестает быть носителем информации, он является равноценным участником научно-поисковой деятельности.
Активные формы и методы обучения очень прочно связаны между собой, и только в совокупности они могут эффективно осуществить принцип активного обучения.
В дидактике всегда существовала масса классификаций методов обучения. Приведем несколько наиболее популярных способов дифференциации.
Самой востребованной на сегодняшний день считается классификация активных методов обучения, составленная Смолкиным А.М.. Он выделил две группы: имитационные и неимитационные.
Первые основываются на имитации какой-либо профессиональной деятельности.
Примечательно, что активные методы обучения применяются не только на этапе получения среднего и высшего образования. Во время профессиональной подготовки и переподготовки на предприятиях они себя также зарекомендовали, как лучшие. Порой тренинги, основанные на активных методах, помогают преодолеть не только личностные барьеры, но и межличностные, что способствует большей сплоченности и работоспособности коллектива.
Интерактивные и активные методы обучения очень похожи, но первые в большей степени основываются на общении, которое является доминирующим видом деятельности. При этом можно сказать, что активные методы обучения в педагогике являются частью интерактивных. Именно поэтому формы их осуществления имеют много сходств.
Конечно, активные и интерактивные методы обучения имеют свои недостатки, которые заключаются в отказе от традиционных форм обучения. Ведь они позволяют хорошо усвоить и запомнить все необходимые знания и умения. Но в то же время они не способствуют развитию личностных качеств, необходимых в современном мире. Идеальным вариантом можно считать сочетание двух этих методов, но на данный момент реализовать это сложно.
Добавить комментарий