Российские школы переходят на новые образовательные стандарты, которые призваны открыть новые перспективы для каждой школы и повысить качество образования в целом. Внеурочная деятельность по новым стандартам становится педагогическим понятием, определяются ее цели и задачи, направления и формы, которые отныне финансируются государством. Нагрузка учителя теперь дополнится разнообразной внеурочной работой с учениками, и зарплата будет рассчитываться, исходя из объема как предметных часов, так и внеурочной деятельности.
Меняющийся мир меняет новые поколения. Новые технологии и СМИ, влияющие на сознание молодых людей, новые условия жизни, расслоение населения, межнациональное и межпоколенное напряжение, рост молодежных субкультур — все это приводит к заботе о том, как проходит жизнь школьников после и вне уроков. В задачи организации времяпрепровождения подростков после уроков входит помочь в познании себя, своих интересов, возможностей, научить общаться с социумом и проводить время с пользой для души и тела, направить деятельность на значимое для человека, общества, государства.
Внеурочная деятельность по новым стандартам должна быть направлена на организацию воспитания и образования школьников за пределами классно-урочной системы, на создание новых возможностей для реализации интересов ребенка и развития их возможностей.
Теория, прописанная в ФГОС, не нова: школы и раньше занимались воспитательной работой, организовывали кружки и факультативы, водили детей в театры и музеи, устраивали встречи, обращали внимание на способности учеников и старались эти качества развить. Продленка в начальной школе — чем не внеурочная деятельность? Теперь взаимодействие учителя и ученика после уроков стало приоритетным. И теория должна подтвердиться практикой.
В соответствии с этими направлениями разработаны примерные программы внеурочной деятельности, ориентируясь на которые, школы составляют свои, наполняя их конкретным содержанием, исходя из собственных возможностей и ресурсов.
Примерные программы внеурочной деятельности, предложенные разработчиками от Министерства образования и науки РФ, содержат общие и универсальные рекомендации, школам же надлежит продумать собственную программу.
Программа внеурочной деятельности по ФГОС теперь обязательна для каждой школы, она должна быть обсуждена на педагогическом совете и утверждена директором. В ней должны быть прописаны направления реализации программы, соответствующие им формы внеурочной деятельности, условия успешной реализации программы, методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение, содержание деятельности по классам, тематическое планирование, ожидаемые результаты личностного роста и выполнения программы в целом, информационная поддержка занятости школьников, мониторинг эффективности выполняемой в соответствии с программой внеурочной деятельности.
Программа входит в общую модель внеурочной деятельности по ФГОС, разрабатываемую школой, где прописаны цели и задачи, нормативная база, организация выполнения программы и контроля за ее исполнением, координация с учреждениями допобразования и другими организациями, работа с родителями, риски и трудности в претворении этой модели в жизнь.
Внеурочная деятельность по новым стандартам охватывает сегодня начальную и среднюю школы, для старших классов основные требования будут разработаны к 2020 году. Воспитанию отдан приоритет, оно не параллельно образованию, оно определяет его.
Добавить комментарий