Все родители мечтают о благополучном будущем для своих детей. Одна из важных составляющих будущего благополучия надежная, уважаемая, высокооплачиваемая профессия.
Школьные годы вашего ребенка подходят к концу? Значит, время определиться – кем быть. Следуя логике Владимира Маяковского, «все работы хороши, выбирай на вкус». Вот только окажется ли выбор подростка «на вкус» правильным? Сможет ли подросток освоить выбранную профессию, будет ли она приносить ему душевное удовлетворение и материальный доход? И как родители могут помочь своему взрослеющему сыну или дочке в выборе профессионального пути?
Большинство подростков не имеют полного представления о мире профессий, даже о тех, с которыми предполагают связать свое будущее. Часто выбор делается в пользу модных и популярных профессий (например, девушка хочет стать моделью, а юноша – музыкантом), не смотря на то, что необходимые профессиональные данные у них отсутствуют. В такой ситуации родителям сложно не вмешаться и не решить за сына или дочь их профессиональную судьбу. Но необходимо помнить, что целиком беря на себя ответственность за профессиональное определение ребенка, родители берут на себя и ответственность за его последствия. Кто сделал выбор, тот и обязан отвечать за него.
Подросток, считающий, что выбор сделали за него, будет и учиться и работать не для себя. И обучение профессии и последующая работа будут тяготить его, восприниматься как скучная и тягостная обязанность. И, наоборот, само ощущение самостоятельного выбора будет стимулировать к продвижению по пути профессионального развития.
При этом полная самостоятельность также может затруднить профессиональное самоопределение. Часто из-за ограниченного жизненного опыта подростки имеют неполные или нереалистичные представления о профессиональной деятельности. Так, например, многие старшеклассники, желающие стать менеджерами, не могут точно ответить, в чем заключается эта работа.
Попав в ситуацию выбора, многие дети нуждаются в поддержке взрослых, испытывая растерянность. Правда, далеко не каждый подросток готов прямо признаться в том, что мнение взрослых очень важно для него в столь важном вопросе.
Родитель должен играть роль советчика и выступать как эксперт, делясь информацией, которой он владеет: рассказывать о профессиях, где можно найти работу по профессии, какие она накладывает ограничения.
Представляйте информацию в нейтральной форме – пусть подросток сам делает выводы, например, можно сказать: «Знаешь, один мой одноклассник так хотел стать археологом, окончил институт, но всю жизнь работал экономистом, потому как не нашел работы по специальности».
Не ограничивайтесь рассказами и разговорами. Подростки, как известно, к мнению взрослых часто относятся скептически. Гораздо большее впечатление произведет общение со специалистом той профессии, на которой подросток остановил свой выбор. Например, если чаша весов склоняется к профессии экономиста, а у вас есть знакомый экономист, попросите его пообщаться с вашим ребенком, можно организовать экскурсию по месту работы. Подобное общение может, как уверить в правильности выбора, так и наоборот заставить задуматься, действительно ли это именно то, чему ребенок готов посвятить всю свою жизнь.
На всякий случай с самого начала лучше продумать и запасной вариант. Подростки об этом варианте, как правило, не задумываются, поэтому задача родителей – поставить перед ними и этот вопрос.
Часто старшеклассники ориентируются на профессии родственников. Существует немало трудовых династий, когда по одной специальности работают несколько поколений одной семьи. Конечно, семейная традиция способна ограничить вероятный выбор. Школьник может пойти по инерции, не задумываясь о том, действительно ли профессия родителей соответствует его собственным склонностям и интересам. С другой стороны у него отличные представления о данной профессии и о качествах, необходимых для нее. Так, детям врачей прекрасно известно, что медицинская профессия подразумевает сверхурочную работу и срочные вызовы, а также просьбы о помощи со стороны соседей и знакомых. Поэтому, если ребенок выбрал профессию родителей, важно понять, что им движет, обсудите с ним мотивы его выбора.
Также необходимо помнить, что отношение к профессиональной деятельности, к работе формируется именно в семье. Каждый взрослый имеет собственное представление о работе, его-то мы, порой неосознанно, передаем своим детям. Если для родителей работа – значимая часть собственной жизни, средство самовыражения и самореализации, то и ребенок с раннего детства усваивает, что работа и удовлетворенность жизнью напрямую связаны между собой, и наоборот.
По разным причинам некоторые из нас в течение жизни меняют профессии, другие наоборот, остаются верными первоначальному выбору. Оба этих пути не являются единственно правильными, и предсказать по какому из них пойдет ребенок невозможно. Может быть, ему всегда будет интересна выбранная профессия, а возможно его предпочтения изменятся через какое-то время. В любом случае нельзя исключать возможность что-то переиграть или начать заново. И не стоит это рассматривать как неудачный выбор профессии, напротив – это стремление человека как можно полнее реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
Ну и, конечно, самое главное для каждого подростка, как бы он ни стремился к самостоятельности, - это ощущать поддержку со стороны взрослого. Подросткам важно знать, что трудный путь самоопределения они будут преодолевать не одни, а рядом всегда будет находиться взрослый, который в трудную минуту поддержит и поможет, по какому бы пути они не пошли. Это ощущение будет придавать уверенность в своих силах и побуждать к достижениям, только уже не к учебным, а профессиональным.
Добавить комментарий