Любой кризисный период человек обязан преодолеть сам, даже если он очень молод и не имеет практически никакого опыта в разрешении конфликта собственного «я» со всем окружающим миром. Иначе из него получится эмоционально незрелая и неспособная к преодолению трудностей личность.
Значит ли это, что педагоги, родственники, психологи должны самоустраниться, оставить подростка, переживающего нелегкий период, наедине со всеми его проблемами? Ни в коем случае. Помочь, оказаться рядом и поддержать – вот их задача, но в первую очередь это, конечно, дело родителей.
Между двумя предыдущими тезисами нет противоречия. Помочь – это не значит сделать вместо своего ребенка. Итак…
Отвечая на него, вы уже начинаете действовать.
Почему бунтующий юноша или разбушевавшаяся девушка-подросток порой ведут себя вызывающе, странно и даже агрессивно? Да потому, что они уже столкнулись с враждебностью взрослых, которые вместо того, чтобы предложить сотрудничество и попытаться понять, давали только советы. Следовательно, нужно изменить характер, стиль, способ и суть взаимодействия.
Кажется, ответ на вопрос «зачем» был ясен с самого начала: чтобы помочь. Но кому? Как правило, в итоге размышлений мы получаем три варианта:
Если вы выбрали первый, можете остановиться. Если второй и (или) третий, движемся дальше.
Наверное, некоторым хочется просто пожать плечами. Трудный вопрос? На самом деле психологи предлагают нам множество ответов на него. Мы же разберем сейчас только один вариант, но, поверьте, зато очень разумный и действенный.
Проблема бунтующего подростка чаще всего в невозможности самоидентифицироваться (если говорить проще, определить, как он относится к самому себе). Отсюда и «маски», которые ребенок постоянно примеряет и меняет. Вы понимает, о чем идет речь? Правильно: у одних – это пирсинг и татуировки, у других – покрашенные в немыслимые цвета волосы, у третьих – просто «поза» скучающего, апатичного или, наоборот, разудалого человека. Ваша задача – помочь выйти наружу подлинной, действительно существующей личности, которую подросток сам не в силах отыскать.
Удачнее всего облечь действия в форму игры. Взрослый тоже должен участвовать в ней, иначе ничего не получится. К примеру, предложите подростку по очереди с вами позировать перед камерой или фотоаппаратом. Представьте, что нужно создать сценарий для произвольной фотосессии. Придумайте маски, грим, костюмы для себя, а подросток пусть расскажет, какие выбрал он. Игра продолжается: позируйте, актерствуйте, делайте снимки, а попутно обсуждайте, почему каждый из вас выбрал тот или иной облик и образ. Вам так же необходимо говорить правду, ведь и вы участник игры, иначе правила будут нарушены.
Ответы ребенка, скорее даже поиски ответов, помогут не вам, а ему самому. И пусть подросток этого не осознает, зато он уже окажется на пути, ведущем к своему «я». Стимулируйте его дальнейшие размышления вопросами: «Ты можешь создать метафору, определяющую тебя в настоящий момент?» При этом обязательно сделайте ответный ход (помните, мы ведем честную игру), создайте метафору о себе: «Вот я сейчас – забытая на скамейке книга (или подтаявшее мороженое, прыгающий по крыше солнечный зайчик…)». Подростка увлечет подобный диалог, во-первых, потому, что ему действительно хочется говорить о своем состоянии. Во-вторых, потому, что ему это нужно, хотя сам он этого может и не понимать.
Психологи предлагают много подобных игр-занятий, и все упражнения по-своему хороши.
Если вы ожидаете, что результат подобных занятий будет мгновенным, то ошибаетесь. Но взаимодействие не было бесполезным: теперь вы лучше понимаете, что происходит с вашим взрослеющим ребенком, а он чувствует рядом друга и к тому же начинает разбираться в себе.
Автор статьи: Мосиенко Анна
Добавить комментарий