Все мы имеем представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Комфортное существование в обществе возможно, когда люди соблюдают по отношению к себе и другим нравственные нормы. Когда эти нормы нарушаются, причем в течение длительного времени, мы наблюдаем кризис в отношениях между людьми. Разрешая детям свободу выбора без привития правила «НЕ НАВРЕДИ» родители рискуют в будущем получить трудного подростка со всеми вытекающими последствиями. Все начинается с привычки.
Отклонения поведения детей от общепризнанных норм обусловлены тем, что в какое-то время ребенок приобретает вредную привычку. И если момент упущен, то вскоре пагубная привычка для ребенка перестает таковой считаться. Оправдываясь, ребенок перекладывает всю вину на взрослых. И отчасти прав, так как основные модели поведения формируются в семье. Например, сын видит, что его любимый отец не выпускает сигарету изо рта. Желая быть похожим на него, ребенок начинает интересоваться сигаретами. Статистика убеждает, что в подавляющем большинстве дети начинает курить по примеру родителей. Та же тенденция прослеживается и с алкоголем. Практически причины всех детских бед имеют начало в семье.
Если дома родители хоть как-то пытаются оправдать неадекватное поведение своих детей, то переступая порог школы ребенок, демонстрируя такое поведение, попадает в группу риска. Понятно желание родителей других детей, оградить своего сына или дочь от неблагополучного воздействия одноклассников. Привычки очень заразная вещь. Оказавшись в изоляции, чувствуя к себе безразличное или отрицательное отношение, школьник теряет интерес к учебе. В начальном звене интерес к учебе связан с отношением к учителю. Если нравится преподаватель, и это взаимно, то уроки приносят удовольствие. Как правило, нелюбовь со стороны окружающих, провоцирует ребенка вести себя порой агрессивно. Это защитная реакция. Так ребенок защищает себя от осуждения со стороны. Иногда дети в состоянии отчаяния демонстрируют сильные эмоциональные реакции, направленные либо на саморазрушение (например, суицидальные попытки), либо на разрушение вовне (например, битье стекол). Такие дети не знают, как можно по-другому освобождаться от гнева, переполняющего их.
Большинство родителей упускают наилучший благоприятный момент, когда можно помочь ребенку освободиться от вредных привычек, исправить свое поведение. Обращаются к специалистам (психологам), когда поведение ребенка начинает мешать окружающим, либо когда ребенок по непонятным причинам не справляется с учебным материалом. Привлекая внимание общественности (учителей, родительский комитет) к проблеме ребенка нельзя допустить ситуации судилища, когда ребенку и его родителям отводится роль преступников, учителям и врачам роль прокуроров и судей, а психолог исполняет роль адвоката, защитника прав ребенка.
Чтобы помочь «трудному» ребенку, необходимо иметь как минимум добрую волю и желание потрудиться на благо всем. Искренняя любовь со стороны родителей (когда они в своей любви к ребенку не объединяются против окружающих) способна творить чудеса.
Автор статьи: Романова Татьяна Вячеславовна
Добавить комментарий